Задать вопрос

Яркий итог: в Томске прошел фестиваль «Ваши личные финансы»

25.04.2018

МестоБольшой концертный зал24 апреля 2018 года

IV Всероссийская неделя финансовой грамотности для детей и молодежи в Томской области завершилась ярким событием — фестивалем «Ваши личные финансы». О том, с каким любопытством дети следили за приключениями Незнайки в Стране финансов, как «заработали» на импровизированной бирже  и о других интересных моментах фестиваля — в нашем репортаже.

К началу церемонии открытия фестиваля детские голоса были слышны отовсюду. Неудивительно — мероприятие собрало более 1 500 гостей со всего региона. Благо, что полезные развлечения были подготовлены для всех возрастов.

На открытии Яна Сидонская, заместитель начальника областного департамента финансов выразила надежду, что площадка фестиваля станет традиционной для подведения итогов того, как за учебный год школьники изучили финансовую грамотность: «Проект повышения финансовой грамотности населения, реализуемый Томской областью, является одним из ведущих в стране, в том числе благодаря вашему участию. Надеюсь, что вы и дальше будете посещать уроки финансовой грамотности в школах, ходить на наши мероприятия, присылать заявки на конкурсы, получать знания и удовольствие от общения».

— Фестиваль для детей и молодежи проводится уже второй год. Есть подобные мероприятия и для родителей, дедушек и бабушек. Потому что финансово грамотными нужно быть всем, это жизненная необходимость, без которой не обойтись. Вы то поколение, которое будет пользоваться совершенно новыми финансовыми услугами. И чтобы в будущем, которое уже наступает, быть грамотными вкладчиками, добросовестными заемщиками и рациональными потребителями, изучайте финансовые технологии, — обратилась к школьникам глава томского отделения ЦБ России Любовь Табольжина.  

Финансовый мяч


Сразу после торжественных речей стартовал турнир по Финболу. Это интеллектуальная викторина, которая включала в себя два тура: в первом команда отвечала на вопросы по финансовой тематике, а во втором — по футбольной. Вопросы требовали эрудиции. Например:

  1. Жена изобретателя механизма защиты банковской карты настаивала на том, что в нем должно быть не более четырех цифр. О чем идет речь?
  2. В России наряду с бумажными деньгами активно вводятся десятирублевые монеты. Их производство гораздо дороже, но в долгосрочной перспективе они должны принести существенную экономию. Почему?
  3. Один предприниматель увидел в магазине, как мальчик тащит игрушечную машинку на веревочке. Это натолкнуло его на создание приспособления, которым мы пользуемся в супермаркете. Что это за приспособление?

(ответы см. в конце статьи)

Пятикласснице Марийке Емешевой, команда которой выиграла главные призы конкурса, игра понравилась: «Хорошо, что ориентируюсь как в финансовой, так и в футбольной тематике. Думаю, финансовую грамотность надо развивать, так как люди не относятся к деньгам серьезно и тратят их нерационально. Ведь популярна ситуация, когда человек покупает что-то бесполезное в начале месяца, когда денег много, а потом ему не на что купить продукты». 

Уже не незнайки


Пока финболисты соревновались в эрудиции, в камерном зале БКЗ награждали лауреатов всероссийских конкурсов — «Я•ФИНАНСЫ•МИР» и «Страна финансов». В первом участники должны были представить аналитику, эссе, сочинения, рассказы, стихи и другие литературные работы на тему финансовой грамотности. А для конкурса «Страна Финансов» юные художники рисовали плакаты, на которых изображали свое видение того, как работает налоговая система в стране.

— Уверен, что это очень правильный подход, когда важнейшие финансовые знания дети получают в такой форме. Я принимаю участие в Фестивале каждый год и мне приятно видеть столько людей здесь, — отметил на награждении начальник департамента по культуре и туризму Томской области Павел Волк.

В это же время распахнул свои двери и большой зал областной филармонии, где начинался спектакль «Незнайка в Стране финансов». Сценарий к необычному зрелищу написан Верой Тимофеевой совместно со специалистами Регионального центра финансовой грамотности Томской области.

В городе, где живет харизматичный герой, нет финансовой системы. Но Незнайке придется вникнуть в работу финансовых инструментов, когда он попадет в Страну финансов. Приключения героя сопровождает живая музыка областного симфонического оркестра и песочная анимация. Маленькие зрители завороженно смотрят то на оркестр, играющий мелодии Бернстайна, Денисова и Штрауса, то на актеров, то на песочную анимацию, иллюстрирующую все передряги героя.

— Ни разу не слышал, как играют вживую на скрипке, а тут, наконец, послушал, — рассказывает семиклассник из копыловской школы Стас Крулев. — Особенно понравилось, как играл симфонический оркестр и создавались песочные рисунки. Из сюжета узнал, что нельзя доверять мошенникам, так как они могут украсть деньги.

Рядом с залом спектакля работала информационно-развлекательная зона Центробанка. Здесь дети могли научиться выявлять фальшивые купюры, пересчитать деньги на специальном автомате и узнать больше о банковской системе России. 

С миру по золотой монете


Пахнет специями и восточными благовониями — на первом этаже начинается квест «Золотые караваны». Игроку нужно пройти по специальным станциям-странам — Индия, Китай, Египет, Африка, Персия. Все ведущие одеты в национальные костюмы для придания еще большей аутентичности.
У каждой страны — соответствующая валюта. Но есть и универсальная — золото, которое, правда, не везде принимают. Участники покупают товары в одних странах и продают их в другие, меняют валюту на необходимую в стране, куда «приехали». Рядом есть зона ремесел, где ребятишки могут заработать игровые деньги, изготавливая товар своими руками.

— Игра построена таким образом, чтобы никто не остался без приза: в конце квеста у ребенка останется хотя бы одна золотая монета, — говорит  одна из создателей игры Лариса Межакова.

В ходе игры ребенок получает опыт взаимодействия с деньгами. Причем тут он может встретить и мошенника — наперсточника, который обманывает игроков. Для детей это история про то, как можно разориться. Задача квеста — показать, что есть некое общее мерило всех денег — разные монеты конвертируются в золотые. Получается, что ребенок постоянно считает в пяти системах измерения денег.

Из другого зала слышен голос ведущего, рассказывающего, что цены на алюминий упали — это началась тренинг-игра «Рынок финансовых услуг. Защити свои права». Участникам необходимо вести учет своего капитала. Цель игры заключается в том, чтобы дети научились зарабатывать деньги, вкладывая их в разные инструменты — инвестиционные фонды, депозиты, страховые продукты. В конце игры они либо получают прибыль, либо становятся банкротами. Всё как в реальной жизни.

— Сначала думала, играть или нет, но потом тоже присоединилась к тренинг-игре, — делится впечатлениями учитель физики 4-й асиновской школы Анастасия Козлова. — Очень сильно затягивает игра. В начале смотришь и кажется, что сложно. А потом быстро разобрались. Игра очень полезна как детям, так и взрослым.

Ведущая игры Ирина Сушко, учитель экономики и географии Сибирского лицея, говорит, что детям нравятся уроки финансовой грамотности: «У учеников большая заинтересованность, потому что разбираются темы семейного бюджета, страхования, работа банковской системы. Интересом пользуется тема финансовых мошенников. Ведь сейчас дети часто встречаются с ними и сами приводят много примеров. Был такой случай: я рассказывала детям о возврате налоговых вычетов, а на следующий день одна девочка говорит мне: ‘‘У бабушки есть вопросы по вычетам’’ и записала за мной ответы».   

О безопасности и пирамидах


В фойе БКЗ тем временем начался квест «Дружи с финансами». Он состоял из четырех этапов: кредитование, биржа, страхование и безопасность. Круг за кругом игроки, которые формируют из команд своеобразные компании, решают, где взять кредит, как купить или продать товар на бирже, следят за курсом акций и т. д. Кто заработал больше всех, тот и побеждает.

— На станции «Кредитование» нужно выбрать наиболее выгодные условия получения займа, сравнить стоимость по различным предложениям. Дети получают документы пусть и в упрощенном виде, но близкие к реальной документации, — рассказывает педагог Центра планирования карьеры Александра Щукина. — На бирже следует купить или продать акции, посмотреть, как меняется курс в текущий момент. На станции «Страхование» —  застраховать компанию от несчастных случаев. Ситуации будут случайно сгенерированы, и дети в ходе игры узнают, покрыла ли сумма страховых выплат размер ущерба.

В начале игры игрокам выдаются данные, где указано, с какой вероятностью может произойти то или иное событие. На станции «Безопасность» детям нужно выявить среди представленных фирм финансовую пирамиду.

Победила в квесте команда 5 класса школы № 14. Ее участница Полина Петрова сказала, что в конце игры их виртуальный капитал составил 4,5 миллиона.
— У нас была хорошая и слаженная команда, мы не ссорились в процессе игры. Было интересно. Из квеста я узнала, что акции на бирже могут падать. Как раз за счет ставок на бирже мы и разбогатели, — поделилась впечатлениями Полина.

Популярностью на фестивале пользовалась специальная фотозона, где все гости могли сделать фото. А те, кто выкладывал их в Instagram с хештегом #ВЛФ2018, тут же бесплатно получали распечатанные на инстапринтере снимки.

До следующего фестиваля!

О безопасности и пирамидах


В фойе БКЗ тем временем начался квест «Дружи с финансами». Он состоял из четырех этапов: кредитование, биржа, страхование и безопасность. Круг за кругом игроки, которые формируют из команд своеобразные компании, решают, где взять кредит, как купить или продать товар на бирже, следят за курсом акций и т. д. Кто заработал больше всех, тот и побеждает.

— На станции «Кредитование» нужно выбрать наиболее выгодные условия получения займа, сравнить стоимость по различным предложениям. Дети получают документы пусть и в упрощенном виде, но близкие к реальной документации, — рассказывает педагог Центра планирования карьеры Александра Щукина. — На бирже следует купить или продать акции, посмотреть, как меняется курс в текущий момент. На станции «Страхование» —  застраховать компанию от несчастных случаев. Ситуации будут случайно сгенерированы, и дети в ходе игры узнают, покрыла ли сумма страховых выплат размер ущерба.

В начале игры игрокам выдаются данные, где указано, с какой вероятностью может произойти то или иное событие. На станции «Безопасность» детям нужно выявить среди представленных фирм финансовую пирамиду.

Победила в квесте команда 5 класса школы № 14. Ее участница Полина Петрова сказала, что в конце игры их виртуальный капитал составил 4,5 миллиона.
— У нас была хорошая и слаженная команда, мы не ссорились в процессе игры. Было интересно. Из квеста я узнала, что акции на бирже могут падать. Как раз за счет ставок на бирже мы и разбогатели, — поделилась впечатлениями Полина.

Популярностью на фестивале пользовалась специальная фотозона, где все гости могли сделать фото. А те, кто выкладывал их в Instagram с хештегом #ВЛФ2018, тут же бесплатно получали распечатанные на инстапринтере снимки.

До следующего фестиваля!

Ответы на вопросы Финбола:
1) Пин-код 
2) Десятирублевые монеты меньше подвержены старению
3) Тележка для продуктов  

Читайте также