Задать вопрос

Ваш кошелек скажет спасибо: как «Честный знак» защищает от поддельных товаров

28.07.2025

Наталья Тарасова
Редакция «Ваши личные финансы»

Покупка некачественного товара часто вызывает не только разочарование в производителе и нотку грусти, но несет риски для жизни, здоровья и, конечно же, кошелька. Ульяна Чернобровкина, начальник отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по Томской области, рассказала о том, как система «Честный знак» помогает потребителям сохранить время, здоровье и деньги.  

Наталья Тарасова и Ульяна Чернобровкина Наталья Тарасова и Ульяна Чернобровкина

Вебинар можно посмотреть тут

«Честный знак»
 — это государственная информационная система, созданная в России для защиты потребителей от некачественных товаров. Приложение «Честный знак» доступно для скачивания на устройства с iOS и Android и имеет узнаваемый дизайн с галочкой.


Принцип работы системы основан на использовании уникальных QR-кодов, которые продавец обязан нанести на продукцию. Список категорий товаров, для которых маркировка обязательна, постоянно расширяется. При покупке товара потребитель может отсканировать код через приложение и получить полную информацию о продукции:

  1. Легальность товара;
  2. Путь от производителя до покупателя;
  3. Данные о производителе;
  4. Статус товара в системе оборота.

Маркировке подлежат различные категории товаров:

  1. Товары легкой промышленности;
  2. Вода;
  3. Парфюмерия;
  4. Постельное белье;
  5. Ветеринарные препараты и др.

Полный список товаров, подлежащих маркировке, можно найти на официальном сайте системы честныйзнак.рф

Защита прав потребителей обеспечивается несколькими механизмами:

  1. Проверка легальности товара в любой точке продаж;
  2. Возможность выявления подделок по уникальному коду;
  3. Система обратной связи для подачи жалоб в государственные органы;
  4. Отслеживание статуса товара после покупки.

Реализация немаркированных товаров запрещена законом, акцентирует внимание наш эксперт. При получении товара, будь то в магазине или через маркетплейс, покупатель может проверить наличие QR-кода и его подлинность через приложение. Если код показывает статус «выбыл из оборота», а вы еще не оплатили товар и не получили кассовый чек, это может свидетельствовать о подделке или нарушении правил торговли. 

«Приложение дает возможность оставить жалобу, которая сразу будет направлена в государственный орган, — говорит Ульяна Чернобровкина. — Мы увидим, что в таком-то месте, на такой-то площадке (все, что вы напишете) реализуется товар с нарушением требований к маркировке. То есть система направлена на то, чтобы люди имели возможность приобретать товар реального производителя. Это очень важно, и это поможет сохранить ваши финансы».

Читайте также:

Теги:

Читайте также