Задать вопрос

Неделя финансовой грамотности для детей и молодежи: квест, спектакль, инстаграм

22.05.2017

Неделя финансовой грамотности для детей и молодежи — мероприятие всероссийское. В Томске в ней приняли участие более 19 000 школьников. Как проходило центральное событие Недели — фестиваль финансов, читайте в нашем репортаже.

Во вторник, 11 апреля, Большой зал филармонии, где проходило главное мероприятие Недели, был полон школьниками. Даже не полон — переполнен. Гардеробщицы филармонии спешно доставали запасные номерки, чтобы можно было принять одежду всех посетителей. 
— Жаркий день у вас сегодня, — обратилась я к одной из них.
— Не то слово! — отозвалась она. — Тысяча человек! Даже больше, наверное.

Образовательные игры одновременно шли в холле первого и второго этажа, в большом зале показывали спектакль, а в малом зале в это время вручали призы победителям областного конкурса «Я-Финансы-Мир». Между этими площадками была зона для памятных фотографий и работал инстапринтер: если вы разместили фото в своем инстаграме и добавили к нему хэштег #ВЛФ17, то автоматически получали распечатанный снимок на память.

Караванщики древнего рынка

Для школьников 5-6 классов на первом этаже шла игра «Золотые караваны». По ее условиям, все участники — торговцы древнего мира, на выданный стартовый капитал они покупают и продают товары в пяти странах: Финикии, Индии, Китае, Африке, Египте. Каждая страна имеет свою валюту, отдельно работает обменный пункт, где можно обменять финикийские «шекели» на китайские «ляны», африканские «ракушки», индийские «ратти» или универсальную валюту — золото. Обменный курс на стене, но ребята довольно быстро приучаются считать в уме, причем сразу в нескольких валютах.

У каждой страны своя специфика рынка. Например, специи на своей родине, в Индии, стоят недорого, зато высоко ценятся во всех остальных странах света. 

— Египет специализируется на отбеленном и раскрашенном сукне, пшенице, нуте, благовониях, — рассказывают аниматоры-«египтянки» Лиза и Марина. — На нашей станции какая сложность: у Египта нет своей валюты, можно использовать только универсальное золото, либо договариваться на натуральный обмен. Можно торговаться, предлагать свои варианты обмена, но продавец может и отказаться продавать товар.

Финикия — страна хитрецов и обманщиков. Поначалу школьники очень удивляются тому, что взрослые могут обманывать, даже обижаются на аниматоров. Но это условие — тоже часть игры, а еще залог осторожного финансового поведения в будущем. Чем раньше маленький человек поймет, что каждый ищет свою выгоду, преследует свой интерес, тем больших разочарований ему удастся избежать в жизни, уже не игровой, а реальной.

Специальная станция — прививка от азарта и жажды легкой наживы — шулер-наперсточник. «Он волшебник, он колдует!» — переговариваются о нем ребята. Аниматор Дима внимательно смотрит на тех, кто решается сыграть: одних подзадоривает сделать ставку, а других, наоборот, призывает быть осторожнее.

Стратегия торговца и стратегия работяги

В игре есть «промышленность»: можно наняться рабочим в мастерские по бисероплетению, росписи по ткани или производству бумажных цветов. Доход будет меньше, чем от торговли, но стабильный. Некоторые, просадив все капиталы, приходят в мастерские подзаработать. Но есть и те, кто сознательно выбирает стратегию наемного работника. Таких обычно около трети. Их доля увеличивается, если конкуренция на рынке высока: чем больше участников, тем больше «торговцев» переквалифицируются в спокойных «работяг».

— Ребята довольно быстро понимают, что на торговле зарабатывать выгоднее, но нужны напористость и смелость, умение принимать быстрые решения в неопределенных условиях, — рассказывает автор игры Лариса Межакова. — Быстро вычисляют индивидуальную выгодную стратегию, обычно это выстраивание «треугольника товарообмена» между тремя странами. Создают кооперации. Например, один за товаром следит, один бегает, узнает цены, третий казначей. Кстати, не всегда кооперация бывает честной. Но чаще всего несправедливость случается не оттого, что кто-то намеренно желает обмануть, а оттого, что вовремя не договорились об условиях объединения.
Бывает и так, что общий заработок торгового предприятия из пяти школьников в сумме получается хороший, а если его разделить на всех, то в индивидуальном зачете каждый «торговец» попадает только в «середнячки». По итогам игры делается общий перерасчет капиталов в единую валюту и конвертация их в сладкие призы. Без призов не оставляют даже банкротов. Аниматоры вручают утешительный чупа-чупс, но чаще всего ребята-победители сами делятся с ними заработанными конфетами.

Сказка о финансах с оркестром и анимацией из песка

В большом зале идет постановка «Незнайка в Стране финансов». На сцене — оркестр Томской филармонии, Незнайка и актеры. Сюжет чем-то напоминает «Незнайку на Луне». С той лишь разницей, что у Носова мир лунных коротышек был сатирой на капиталистический империализм антисоветского Запада, а в спектакле маленькие зрители узнают о сложностях реально окружающего их мира.

В какой банк отнести деньги? Почему, увидев слишком выгодные условия, нужно быть осторожным? Как не нарваться на мошенников? — все эти ситуации ребята проживают вместе с Незнайкой. В зале переживают за главного героя, напряженно следят за его удачами и рисковыми инициативами.
Видеоряд транслируется на двух экранах, его в режиме реального времени рисует песком томская художница Екатерина Бирюкова. Сценарий спектакля о финансовых приключениях коротышей создан специалистами Регионального центра финансовой грамотности и сценаристом Верой Тимофеевой.

Кругосветка о валютах, депозитах и безопасности при покупках

Если выйти из полутемного главного зала, то в холле второго этажа попадете на образовательную квест-игру для старших классов. 16 команд проходят через четыре станции: «Знакомство и общение», «Накопления», «Бюджет», «Покупки и безопасность». Игру проводят московские аниматоры, а помогают им томские студенты-волонтеры. 

— В этом году впервые игра проходит сразу в восьми городах, — рассказывает ведущая игры Татьяна. — Это Казань, Ставрополь, Саратов, Волгоград, Томск, Барнаул, Астрахань и Краснодар. Одновременно в каждой игре участвуют больше 100 человек. Игра проходит очень интенсивно.

Какие задания получают ребята? Ну, например, вспомнить признаки подлинности банкнот, соединить валюту и страну, где такие деньги имеют хождение, рассчитать личный бюджет для ситуации «Если родители уехали на неделю и оставили вам 2 000 рублей». А еще — придумать новый товар или сервис и презентовать его экспертам. 
— Мне кажется, ребятам не всегда хватало времени, особенно тем, кто помладше, — говорит студентка ТУСУРа, волонтер Наталья. — Но игра им понравилась. Мне и самой было очень интересно поучаствовать, узнала для себя много нового.

Награждали победителей областного конкурса «Я-Финансы-Мир»

В малом зале в это время подводили итоги областного конкурса и награждали победителей. В этом году литературный конкурс творческих и исследовательских работ «Я-Финансы-Мир» прошел в пятый раз. 
В нем приняли участие 166 человек из Томска, Северска, Асино и пяти районов: Томского, Зырянского, Кривошеинского, Бакчарского, Чаинского. Всего было вручено 15 призов в номинациях, определены четыре третьих места, два вторых, два первых и Гран-При, который завоевали две четвероклассницы 29-й гимназии Елизавета Гришко и Софья Костеша.

Елизавета Гришко и Софья Костеша, Гран-при областного конкурса «Я-Финансы-Мир»— Мы делали свой проект вместе с родителями. Два месяца вели финансовый дневник, где писали доходы и расходы на день, собирали чеки. В итоге получилась игра «Круговорот денег в кармане школьника». Уже сыграли в нее с одноклассниками в школе и в других школах проводили игры, всем понравилось.  

Результатом их исследования «Круговорот денег в кармане школьника» стала финансовая игра, которую они уже презентовали в нескольких школах города. Игровое поле напоминает «Монополию», участники кидают кубики и попадают на клетки, которые фиксируют регулярные и внезапные расходы и денежные поступления. Для того чтобы создать эту игру, девчонки два месяца записывали все семейные расходы: на музыкальную школу, на плавание, на оплату проезда, вели учет карманных денег. Этот финансовый дневник и лег в основу игры. К исследованию подключили родителей.

— Эксперимент оказался очень полезным для семейного бюджета, — рассказывает мама одной из победительниц. — Мы вместе смотрели, как из ежедневных мелочей за месяц складывается ощутимая сумма, анализировали, сколько и на что мы тратим и где можно найти дополнительный доход. 

— А мы проработали цели, — говорит мама второй победительницы. — Как выбирать среди своих желаний самое нужное и как воплощать его в жизнь. Не так, что захотел чего-то и родители должны купить, а поставил цель себе на несколько месяцев и ее достигаешь. Так и результат гораздо ценнее, приятнее.

Лиза и Софья занимаются в клубе юных финансистов «PROфинансы», о заседаниях которого мы писали в февральском номере журнала. А записались в клуб год назад — сразу после прошлогодней Недели финансовой грамотности для детей и молодежи.  

Инстапринтер
Помимо призов и буклетов на память о фестивале можно было получить распечатанный снимок. Принтер автоматически выводил на печать фото, размещенные в инстаграме с хэштегом #ВЛФ17. Сервис пользовался популярностью. 

Читайте также