Задать вопрос

Как не оказаться в Стране дураков

19.12.2016

250 старшеклассников сыграли 17 декабря в деловую игру. За три часа ребята успели понять, что котировки цен на нефть часто бывают в минусе, а драгоценных металлов — в плюсе, что доверять стоит только проверенным банкам, а на пенсию пора начинать копить уже в 18 лет.

Основные задачи игры:

1. Накопить и приумножить денежные средства;
2. Позаботиться о пенсии;
3. Использовать как можно больше финансовых инструментов.


«Мы не сможем вас научить финансовой грамотности за три часа игры, — сказала в своей приветственной речи Ольга Крылова, член экспертного совета по финансовой грамотности Банка России, руководитель школы бизнес-тренингов для молодежи. — Но мы сможем вас заинтересовать». Действительно, в субботнее утро старшеклассники скорее растерянно оглядываются по сторонам. На игру пришли около 250 учеников. Как она будет проходить, пока неясно. На большом экране конференц-зала Пушкинской библиотеки организаторы транслируют презентацию, она дублируется на маленьких мониторах.

Ольга Вадимовна представляет ведущих. Слово берет одна из них — Елена Душкина. Около получаса отведено на теоретические основы, которые говорят, что финансовая грамотность лежит на трех китах — сбережение, инвестиции и страхование — и что существуют разные инструменты и у ребят будет возможность увидеть, как они работают. 

Елена Душкина, ведущая Елена Душкина, ведущая
— Что нам предстоит смоделировать? Большой взрослый мир. Каждому из вас в ближайшее время предстоит вступить в большую взрослую жизнь, принимать решения, нести за них ответственность. В том числе принимать финансовые решения и нести ответственность за них. Поэтому мы предлагаем сегодня принять на себя роль взрослого человека, у которого есть стабильный доход, свои статьи расходов. И при этом существуют свободные денежные средства, которыми можно распоряжаться таким способом, чтобы их приумножить. То есть использовать некоторые услуги и инструменты, которые доступны каждому из нас.

Под подушку или в рост?

Каждый участник игры получает пронумерованный лист. Это условный «рабочий период игрока». Он состоит из трех циклов. В начале каждого из них нужно выбрать банк, инструменты инвестирования, определиться со страхованием и ждать новостей.
В зале поднимается небольшой гул. Ребятам нужно решить, куда вкладывать деньги: в нефть или в гражданскую авиацию. Банков игра предлагает целых пять. Причем процентная ставка депозитного счета варьируется от 5 % до 15 %. Распределение средств идет туго. Старшеклассникам помогают их учителя и организаторы игры.
— Могу я никуда не вкладывать наличность, просто оставить у себя?
— Тогда ты ее, считай, выбросил! — предостерегает Екатерина, ведущая игры.
Последней колонкой в листе стоит НПФ — негосударственный пенсионный фонд со ставкой 5 %. Но будущая пенсия у игроков не в почете.
— Зачем мне вообще думать сейчас о пенсии? Это когда будет-то? — возмущается 16-летний парень.
— Думай-думай о пенсии! А то жизнь пройдет, на пенсию не накопишь и вообще жить не на что будет, — наставляет его учительница в возрасте.
В конце первого цикла игры на экране и мониторах появляются новости. Инфляция съедает нераспределенную наличность. У ряда участников наступают страховые случаи с квартирой, машиной и здоровьем. Застраховать свою квартиру стоило всего 10 единиц. Все, кто пожалел денег на страховку, потеряли 300 единиц.

Ольга Крылова, член экспертного совета по финансовой грамотности Банка России, руководитель школы бизнес-тренингов для молодежи Ольга Крылова, член экспертного совета по финансовой грамотности Банка России, руководитель школы бизнес-тренингов для молодежи

«Во время игры каждый из вас сможет проверить, насколько вы можете включиться и реализовать свои знания и чего вам не хватает, чтобы дальше строить свою карьеру и быть успешным. Ведь каждый из вас мечтает быть успешным. Ваши родители, инвестируя в вас не только свою любовь и знания, но и финансы, надеются, что они вернутся в виде вашей хорошей должности, хорошей специальности, хорошей оплаты труда, когда вы станете взрослыми».

Нефть или гражданская авиация?

Наступает второй цикл. Чтобы распределить свои средства, старшеклассники считают, сколько у них осталось после первого цикла, и плюсуют к доходу второго цикла. Круг повторяется. Снова нужно положить деньги в банк, выбрать инвестиционный фонд и решиться на страхование. Игра становится понятнее. Старшеклассники уже без помощи педагогов начинают рассуждать, куда выгоднее вложить и какой риск уместен.
У кулера с водой бурно обсуждают игру три раскрасневшиеся девушки:
— Надо же, нефть падает в двух циклах! Зато драгоценные металлы растут во всех трех!
Их прерывают новости: Россия возобновляет авиасообщение с Германией. Это значит, что акции гражданской авиации растут. В зале ликование. Все внимательно смотрят на мониторы. Происходящее напоминает фондовую биржу, когда брокеры сосредоточенно ждут новостей. Ведущая объявляет, что игроки 213, 30, 261 теряют на непредвиденных расходах по 30 %. Когда объявляют последний номер, раздается облегченное «пронесло».

О своих впечатлениях от игры рассказывает Екатерина Ковбаса, учитель географии школы № 11 им. Смирнова: 

  — Будущие выпускники не умеют распоряжаться своими денежными средствами. Мы шли с надеждой, что ребята хоть немного приблизятся к пониманию, что нужно правильно планировать свои расходы. Игра оправдала все ожидания. Ребята задумались! Вопросы задавали: «Зачем я буду в пенсию вкладывать? Это же так далеко, так неактуально для меня сейчас». А теперь рассуждают: «Если я в пенсию вложусь в негосударственный пенсионный фонд, то окажусь в плюсе, потом получу большую прибыль. Ага, если буду новости смотреть, следить за ситуацией на бирже, то буду знать, куда лучше вложить деньги». У них начали вопросы возникать: куда лучше вложить свои денежные средства и как ими правильно распорядиться.

В начале первого цикла мне мальчик говорит: «Я не буду деньги распределять, оставлю у себя в наличности». Пытаюсь ему объяснить, что если будет инфляция, они сгорят. «Нет-нет, пусть лучше у меня — под подушкой, дома, в чемодане». А после второго цикла он понимает, что произошла инфляция, он потерял эти деньги. Теперь говорит: «О, я так больше не буду делать. Я буду деньги вкладывать». К осознанию таких вещей мы, взрослые, приходим через свои ошибки. Ребята же совершают эти ошибки в игровой форме. Возможно, уже не совершат их во взрослой жизни.

Вначале сложно, но очень полезно

Спрашиваю о впечатлениях и ожиданиях самих участников. Для многих такой формат игры стал полной неожиданностью. 
— Не очень понятно было, — рассказывает Галина Маругина, ученица Зональненской школы. — Поначалу было сложно. А когда началось распределение средств и сама игра, то вошли во вкус, стало понятнее и интереснее.

С ней соглашается Вячеслав Зуев из Сибирского лицея: 
— Не было особых ожиданий. Хотя на самом деле это оказалось полезным. Нам кажется, что деньги — это так далеко от нас. А когда попадаем в такую среду, где вынуждены управлять своим капиталом, это помогает понять: чтобы заработать деньги, необязательно работать на нескольких работах, достаточно умно распоряжаться своими финансами.
После трех циклов наступает финал. Трудовая жизнь игроков закончилась. Теперь нужно посчитать общую сумму средств на конец третьего цикла. Работы можно сдавать. Пока организаторы определяли победителей, ребята слушали предупредительную лекцию о мошеннических схемах.

По итогам игры каждый старшеклассник получил именной сертификат участника. Абсолютным победителем стал Сергей Жирнов из Северска, ученик школы № 90:
— Сказать честно, я удивлен! — говорит он. — Не ожидал, что займу первое место. Думал, займу место 15-е. Но честно — я в шоке! Сейчас интересуюсь именно финансированием. Разбираюсь в способах заработка, вариантах обхода мошенничества. Сосредоточен именно на будущем, чтобы понимать, как заработать деньги, как их сохранить, поэтому и начал эту тему изучать.
Наградой для Сергея стала путевка в летний бизнес-лагерь для молодежи «Кустурка», которым руководит Ольга Крылова. 

Победители
В десятку лучших вошли:
Сергей Жирнов, Игорь Мешков, Анна Аверьянова, Виктория Макарова, Максим Конохов, Денис Киселев, Павел Рубанов, Александр Голубев, Александр Жигулин, Анна Лариененко.  

Подробнее о детских финансовых лагерях читайте в следующем выпуске нашего журнала.

Читайте также