Задать вопрос

Чего нельзя коллекторам: все о незаконных методах работы

23.05.2022

Коллектор — это специалист по возврату просроченной задолженности. Обычно кредиторы привлекают коллекторов, когда человек не может вернуть долг и не вносит вовремя платежи. Как понять, законно ли ведет себя коллектор? Юрист регионального центра финансовой грамотности Татьяна Исакова собрала все самое важное о коллекторах и о том, что нужно знать, чтобы защитить свои права.

Татьяна Исакова Татьяна Исакова

Действия кредитора или коллектора незаконны, если он:

  • Пытается без согласия попасть в вашу квартиру. Вы вправе не открывать коллекторам дверь.
  • Кредитор/коллектор не вправе заходить в вашу квартиру без вашего согласия, описывать или забирать любое ваше имущество.
  • Совершает любые действия с намерением причинить вред вам или вашему имуществу либо угрожает уничтожить или повредить имущество. Такие действия, а также угрозы совершить их наказываются в соответствии с административным и уголовным законодательством.
  • Оскорбляет, унижает ваше достоинство. Любыми средствами и формами нарушает конфиденциальность ваших персональных данных, а также раскрывает информацию о личной жизни.
  • Ни при каких обстоятельствах не допускается раскрытие сведений о должнике, просроченной задолженности и ее взыскании и любых других персональных данных должника неограниченному кругу лиц, в том числе путем размещения таких сведений в интернете или в жилом помещении, доме, любом другом здании, строении, сооружении, а также сообщение по месту работы должника.
  • Звонит, проводит личные встречи, отправляет СМС в период с 22 до 08 часов по рабочим дням и с 20 до 09 часов по нерабочим праздничным дням и выходным.

Запрещено общение кредитора с должником посредством личных встреч более одного раза в неделю; 

Телефонные переговоры допускаются: 

а) не более одного раза в сутки; 

б) не более двух раз в неделю; 

в) не более восьми раз в месяц. 

Писать СМС и другие подобные сообщения кредитор вправе общим числом: 

а) не более двух раз в сутки; 

б) не более четырех раз в неделю; 

в) не более шестнадцати раз в месяц.

Совершает любые действия (встречи, звонки, СМС и т. п.) в отношении членов семьи должника, родственников, иных проживающих с должником лиц, соседей и любых других физических лиц, если данные лица письменно не подтвердили согласие на такое взаимодействие. 

Прямо запрещено законом  вводить должника и иных лиц в заблуждение относительно: 

а) правовой природы и размера неисполненного обязательства, причин его неисполнения должником, сроков исполнения обязательства; 

б) передачи вопроса о возврате просроченной задолженности на рассмотрение суда, последствий неисполнения обязательства для должника и иных лиц, возможности применения к должнику мер административного и уголовно-процессуального воздействия и уголовного преследования; 

в) принадлежности кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, к органам государственной власти и органам местного самоуправления; 

6) любым другим неправомерным причинением вреда должнику и иным лицам или злоупотреблением правом.

Если вам по телефону предлагают погасить сейчас небольшую сумму долга (500, 1 000 руб и т. д.), а за это обещают убрать пени, штрафы или сделать рассрочку, отсрочку платежей, подумайте, прежде чем соглашаться. Все изменения в условия кредита (порядка, сроков погашения, уменьшение штрафов и т. п.) должны быть оформлены письменно! 

Заемщик вправе обжаловать и оспаривать любые действий, которые он считает незаконными и (или) необоснованными. Кредитор и лицо, действующее от его имени и (или) в его интересах, обязаны возместить убытки и компенсировать моральный вред, причиненные их неправомерными действиями должнику и иным лицам. 

О незаконных действиях коллекторов можно заявить в полицию, следственные органы или прокуратуру, службу судебных приставов. Если вам звонят из банка, можно направить жалобу руководителю банка и в Банк России.

Попросите звонящего назвать его имя, фамилию, отчество и организацию, которую он представляет. 

Запишите номер телефона и всю информацию о звонке, по возможности запишите разговор, чтобы в дальнейшем изложить всю эту информацию в своей жалобе.

Теги:

Читайте также