«Что делать, если отравился в ресторане?» — один из популярных поисковых запросов. Если еда, которую вы попробовали за столиком в кафе, купили в магазине либо получили на дом, заказав через службу доставки, навредила вашему здоровью, это повод защитить свои права. Какие доказательства потребуются, чтобы получить компенсацию, рассказали эксперты Роскачества.
Для начала нужно понять, кому направлять претензии. Если вы съели что-то в заведении общепита или оформили доставку еды на сайте кафе/ресторана, претензия направляется в адрес заведения. Это же касается блюд, которые вы приобрели в отделе готовой продукции магазина или кулинарии. Если же заказывали готовые блюда через сайт-агрегатор, претензию надо направлять как в адрес агрегатора, так и в адрес конкретного заведения.
Теперь разберемся, какие шаги нужно предпринять для получения компенсации.
Идем к врачу
Чувствуете ухудшение состояния — вызовите врача или «скорую». Факт отравления надо зафиксировать, а сделать это может только мед работник. В графе «Причина» врач запишет с ваших слов, что именно вы съели и что вызвало последствия. Вкупе с симптоматикой и назначенным лечением очевидность употребления определенных продуктов или блюд в конкретное время и в конкретном месте не будет вызывать сомнений.
Собираем доказательства
Ими в той или иной мере могут являться чек или выписка с банковской карты, показания свидетелей, фото и видео, скриншоты, заключение СЭС.
Важно: чек не обязателен!
Существует предубеждение, что только при наличии чека можно предъявлять претензии ресторатору или администрации магазина. Да, чек иметь желательно, но если его нет, то в дело могут вступить и другие доказательства (ст. 55 Гражданского кодекса):
- Выписка с банковского счета, если расплачивались картой.
- Ваши фото и видео с геолокацией. Они подтвердят, что вы находились в определенном месте (ресторан).
- Показания свидетелей.
- Записи с камер наружного наблюдения или камер, установленных в торговом зале или ресторане.
Если доставка осуществлялась на дом, то доказательством дополнительно может быть скриншот корзины онлайн-магазина с перечнем продуктов или блюд. Оставшуюся еду можно отдать на экспертизу в СЭС, получив соответствующее заключение о небезопасности продукта.
Пишем претензию
Нанимать юридические компании и тратить средства здесь нет необходимости. Каких-либо жестких правовых критериев к претензии не установлено.
Опишите в произвольной форме событие (дату покупки, что именно и где купили, сколько заплатили и т. д.) и последствия (факт отравления, который зафиксирован медзаключением или справкой).
Далее следует сослаться на статью 14 закона «О защите прав потребителей», согласно которой вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги), подлежит возмещению в полном объеме.
Потребуйте компенсацию. В общую сумму компенсации, помимо средств, затраченных на продукты, может включаться компенсация морального вреда, средств на лекарства, вынужденного рабочего простоя по болезни и прочее.
Все понесенные издержки должны быть доказанными, а не голословными.
Отведите магазину или ресторатору срок на рассмотрение претензии в 10 дней. Такой срок установлен законодательно (статья 22 закона «О защите прав потребителей»).
Отправляем претензию
Претензию подавайте либо лично, либо заказным письмом на юридический адрес магазина. Если подаете лично, напишите ее в двух экземплярах. Один вручите представителю заведения, второй заверьте у администратора магазина или ресторана и оставьте себе.
Если заказывали продукты или готовые блюда через интернет-агрегатор, направьте претензию как магазину/ресторану, так и в адрес интернет-ресурса, предоставляющего услугу. Кто был виноват, что к вам попали некачественные продукты: магазин или курьер? Стали ли виною неопрятный вид повара или грязная сумка службы доставки? Пусть в этой ситуации исполнители услуги разбираются между собой.
Обращаемся в Роспотребнадзор
Подайте письменное заявление в территориальный отдел Роспотребнадзора или на официальном сайте. Либо обратитесь на горячую линию 8-800-100-00-04. Ваше обращение — сигнал провести проверку и принять меры.
Ответ специалистов впоследствии может пригодиться в суде. Срок рассмотрения жалобы составит 30 дней. Но чтобы наказали нерадивого ресторатора или продавца, понадобится время.
Обращаемся в органы
Долго лежали в больнице или кто-то из родственников после употребления некачественной еды стал инвалидом или умер? За это предусмотрено наказание. Статья 238 УК РФ — сбыт товаров и услуг, не отвечающих требованиям безопасности. Расследуют дела этой категории как органы полиции, так и следственного комитета. Наказание — до 10 лет лишения свободы.
Подаем иск
Если магазин так и не отреагировал или отреагировал, но требования не удовлетворил, обращайтесь в суд. Если сумма понесенного ущерба менее 100 тыс. рублей, необходимый адресат — мировой судья, если больше — районный (городской) суд общей юрисдикции.
В заявлении нужно указать:
- Ф.И.О., адрес и телефон заявителя.
- Наименование ответчика и его адрес.
- Суть претензии и требования.
- Доказательства, подтверждающие нанесенный вам ущерб.
- Сумму иска.
- Перечень прилагаемых к заявлению документов (справка от врача, чеки, квитанции, заключения экспертизы, переписка с ответчиком и т. д.).
Госпошлина за подачу иска по делам о защите прав потребителей не взимается. Подать иск можно лично или заказным письмом на адрес суда.
Суд выбрать вправе вы сами. Это так называемая альтернативная подсудность. То есть вы можете подать иск в суд как по месту нахождения ответчика, так и по адресу своего места жительства.
По статистике, в пользу потребителя удовлетворяются судом 85% исков.
Наша редакция будет благодарна, если вы поставите лайк нашим группам во «ВКонтакте», Facebook или «Одноклассниках». Также подписывайтесь на нас в Telegram и Instagram. Еще мы есть в Дзене и на YouTube.