В предыдущих выпусках мы разобрались, что в управлении вашего бизнеса можно и нужно использовать простые экономические правила и закономерности, которые мы объединили под одним общим названием «правило пяти кошельков». Закончили мы наши беседы на формировании аналитической структуры расходов, а также рассмотрели вариант расчета старта бизнеса. Сегодня продолжим разбираться, какую пользу дают нам наши новые знания и как их применять на практике в уже действующей организации.
Структурно-аналитический метод управления (продолжение)
Как показала практика, значительная часть предпринимателей, побывавших на моих регулярных семинарах «Управленческий учет и бюджетирование. Новый взгляд на управление экономикой бизнеса», встречаясь со мной, говорят примерно следующее: «Все понятно, все просто, но самим организовать учет и планирование в своей организации почему-то не получается».
Не получается по различным причинам: кто-то не может отделить намостоимость от текущих расходов, кто-то путает основной персонал с административным, а кто-то до сих пор не «дружит» с очень удобной программой Excel. Сегодняшняя беседа как раз для тех, кто хотел бы самостоятельно «поставить» на своем предприятии системы управленческого учета, бюджетирования и планирования в электронных таблицах. Напомним, что «Правило пяти кошельков» рекомендуют нам нести расходы на привлекаемые нами ресурсы в следующих «вилках»:
Итак, открываем, чистый лист Excel и начинаем работать. Я рекомендую это делать следующим образом. По столбцам у нас «идут»:
a) наименования наших продуктов/услуг и различных доходов и расходов по этим продуктам/услугам;
b) этот столбец нам необходим для расчета различных коэффициентов;
c) столбец, суммирующий все месячные показатели;
d-o) фактические (или плановые) данные по месяцам.
То есть примерно следующим образом:
Получается, что таблицы «Объем реализации», «Цена», «Выручка» и т. д. формируются друг за другом по мере необходимых расчетов. Указанные мной названия таблиц не всегда (не в каждом бизнесе) будут соответствовать приводимому примеру. Я говорил ранее и напомню еще: каждый бизнес, каждая организация уникальны, а построение всех экономических систем индивидуально.
Это зависит от многих факторов:
- целей и задач бизнеса;
- целей и задач собственников бизнеса (Да! Это могут быть разные цели и задачи!);
- возраста организации и т. д.
В приведенном примере в первую таблицу занесены данные количественной реализации нашей продукции, затем — цены на эту продукцию, а в третьей таблице рассчитана валовая выручка от реализации (количество, умноженное на цену). По «Правилу пяти кошельков» нам необходимо выделить то, что мы произвели не сами, — чужую ценность или, как я ее называю, намостоимость. Это может быть и одна таблица, как в нашем примере, а может быть и больше, если намостоимость складывается из нескольких составляющих, например, сырья и «звездного» труда.
В любом случае наша задача — сформировать в итоге созданную нашим бизнесом ценность (в таблице — валовый доход). Уже на этом этапе можно использовать второй столбец для расчета некоторых коэффициентов, в частности — маржинальности продуктов и рентабельности продаж. После того, как мы сформировали валовый доход, необходимо рассчитать расходы наших кошельков. В первую очередь — кошелька текущих расходов и кошелька расходов на заработную плату.
В нашем условном примере мы увидели, что после всех произведенных расходов на развитие и на доход собственника (БР + БС) осталось 23 %, вместо минимальных 30 %. Это произошло в первую очередь за счет перерасхода на заработную плату АУП (как минимум на 7 %, максимум кошелька АУП — 17 %). А если вспомнить, что общие расходы на управленцев рекомендуется «удерживать» на уровне 50% от расходов на основной персонал, то перерасход составляет больше 10 %. Кроме этого, бюджет текущих расходов в 26 % также «оставляет простор» для оптимизации.
Понятно, что этот пример условный, цифры выдуманные, но вы можете по такому же алгоритму выстроить свою экономическую модель и рассчитать свои коэффициенты. Если все же в процессе работы над моделью появятся вопросы, можно задать их лично мне по адресу ifin@ifin.pro или записаться на мой семинар-тренинг, написав письмо на эту же электронную почту.