Задать вопрос

Опасная доверчивость: как бизнесу не угодить на уловки мошенников

12.03.2019
Фото: pixabay.com

Фото: pixabay.com

Олеся Бутолина
Редакция "Ваши личные финансы"

Мы запускаем новую рубрику: вместе с сотрудниками Управления Роспотребнадзора по Томской области будем разбирать реальные случаи нарушения прав потребителей и способы их защиты. В первом материале речь пойдет о том, как мошенники ловят на живца томских предпринимателей.

Зинаида Бикинеева торгует спортивной одеждой и обувью. Однако многолетний опыт работы не уберег ее от мошенников — она оказалась в числе предпринимателей, которые попались на уловки неизвестных лиц, представлявшихся сотрудниками Роспотребнадзора.

— Мне позвонила женщина и представилась сотрудницей отдела защиты прав потребителей. Она сказала, что проводится массовая проверка наличия у предпринимателей правильно оформленного уголка потребителя. Я, конечно, заволновалась — проверка уже завтра, а вдруг у меня не все документы есть? А женщина говорит: их юристы могут приехать, все посмотреть и сказать, чего недостает, а я смогу приобрести готовый пакет документов и сертификатов за 2 тысячи рублей. Мол, их курьер как раз сейчас поедет в мою сторону. И я согласилась, не заподозрив обмана. Вскоре приехал молодой человек с пакетом. Я пыталась задавать ему уточняющие вопросы, но он ответил, что лишь доставляет документы. А потом из беседы с поставщиками я узнала, что это такой способ «развода» — они слышали о нем по телевизору.

ДеталиТребования к уголку потребителя

Как таковое понятие «Уголок потребителя» в законодательстве отсутствует. Однако есть нормативные правовые акты, обязывающие довести до потребителей в наглядной и доступной форме определенную информацию. Форму, размер и цвет уголка потребителя предприниматель выбирает самостоятельно. Важно одно: уголок должен находиться в доступном для потребителей месте и на нем должна умещаться вся предусмотренная законом информация.

Комментарий эксперта

Ольга Игнатьева — начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Томской области Ольга Игнатьева — начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Томской области

— Действительно, в последнее время к нам поступают обращения от предпринимателей. Неизвестные лица представляются сотрудниками нашего отдела и под предлогом предстоящих проверок предлагают за плату приобрести литературу и пакет документов для оформления уголка потребителя. Цены варьируются от 2 до 4 тысяч рублей, но бывает и больше. При этом мошенники зачастую указывают в качестве своего местонахождения наш адрес — Фрунзе, 103а.

С начала этого года к нам поступило более 15 звонков от томских предпринимателей, которые хотели удостовериться в реальности проверки и не успели попасться на уловки мошенников. Однако не все предприниматели проявили должную бдительность: приходила к нам женщина, которая приобрела пакет документов для уголка потребителя. Она показала комплект — там были закон о защите прав потребителей, правила продажи, разные сертификаты, а также правила дистанционной продажи и правила бытового обслуживания, которые ей вообще не были нужны.

Ситуация с подобными звонками якобы от лица сотрудников нашего ведомства существует уже третий год. Причем мошенники держат руку на пульсе событий и знают, на какой бизнес в тот или иной период внимание Роспотребнадзора обращено больше всего. Одно время они обзванивали предпринимателей, которые оказывают бытовые услуги, в основном парикмахерские. Сейчас они узнали, что мы проводим проверки реализации меховых изделий, и начали атаковать меховщиков. Кстати, нам известно, что жулики звонили и на крупные предприятия.

Когда предприниматели обращаются к нам с жалобами на подобные звонки, мы направляем их в полицию: подать заявление на мошеннические действия в отношении кого-либо мы не можем, поскольку не являемся потерпевшей стороной. Обращался ли кто-то из предпринимателей в правоохранительные органы, мы не знаем. О случаях поимки мошенников нам тоже неизвестно. Распознать жуликов можно по следующим признакам. Если речь о внеплановой проверке по обращению потребителя, никто предпринимателей заранее предупреждать не будет.

Информацию о плановых проверках можно найти на сайте регионального Роспотребнадзора — там есть данные обо всех таких мероприятиях, запланированных на 2019 год. Саму проверку наши сотрудники начнут с предъявления удостоверения и вручения экземпляра распоряжения с печатью организации и подписью руководителя, на втором нашем экземпляре предприниматель должен поставить отметку о получении.

Если это проверка по приказу нашей федеральной службы или по требованию прокуратуры, мы предупреждаем о ней за 24 часа. Но никогда Роспотребнадзор за плату никакую литературу не предлагает. Мы распространяем ее только бесплатно. Кроме того, мы никогда не уведомляем о проверках по телефону.

Инструкция

Как понять, что с вами говорит мошенник?

  1. Если вам звонит некто, представляется сотрудником Роспотребнадзора и говорит о скорой проверке, попросите его назвать свою фамилию, имя и номер удостоверения. Уточните, в каком отделе он работает, по какому поводу предполагается проверка и куда можно позвонить, чтобы подтвердить ее реальность.
  2. Если говорят о плановой проверке, зайдите на сайт томского Роспотребнадзора — там есть план проверок на 2019 год.
  3. Позвоните в отдел защиты прав потребителей и задайте интересующие вопросы.
  4. Если под предлогом проверки вам предлагают приобрести литературу, то это точно мошенники.

Читайте также