Досье:
Александр Логинов, 33 года. Владелец школы танцев Fiesta. Физик по неоконченному высшему образованию.
Около 15 лет назад Александр Логинов увлекся танцами — очень модным тогда направлением хастл. Ученики нашли его сами: несколько ребят, увидев, как танцуют Александр с партнершей, попросились на обучение. Так и появилась школа, через которую на сегодняшний день прошло уже несколько тысяч человек.
Школа нашла нас сама
— Это было лето 2008-го. Мы были молоды, любили танцевать и частенько устраивали с друзьями танцевальные вечеринки на открытом воздухе. Мне написала девушка: мол, есть небольшая группа ребят, которые очень хотят научиться танцевать хастл, — могу ли я помочь? Мы, конечно же, согласились. Было очень интересно попробовать себя в новой роли. Мы сняли два зала, причем находились они в разных концах города. Один — в «Юпитере» на Каштаке, второй — в «Маяке» на Иркутском. Занимались несколько раз в неделю то там, то там почти все лето. Потом ребята разъехались на каникулы.
В сентябре они привели новых желающих. Вот так и началась наша школа. Хотя тогда мы не относились к этому как к бизнесу. Мы просто были ребятами, которые умеют танцевать и хотят научить этому других. Так мы работали несколько месяцев. Сделали несколько наборов. Ученикам нравилось — мы открыли группы для продолжающих. И вот тогда пришли к тому, что нам нужен свой зал, свой дом, где всем будет комфортно заниматься. С этого момента наша школа началась официально.
Что такое хастл?
Хастл — парный танец, строящийся на импровизации и взаимодействии партнеров. В хастле партнер ведет, а партнерша — следует за ним. Для хастла характерно сочетание движений из разных танцевальных стилей — от классических бальных до хип-хопа.
Эволюция рекламы
— Открываясь на новом месте, мы создали группу во «ВКонтакте» (сегодня в ней около 5 тысяч участников) и начали давать первую рекламу. Она была до ужаса простая и дешевая, но очень эффективная. Мы в программе Word делали объявления о наборе в группу для желающих заниматься хастлом, указывали адрес и телефон, распечатывали на черно-белом принтере и расклеивали по городу. Всё! Рекламная кампания была по цене пачки бумаги для принтера, но при этом собирала нам полную группу желающих заниматься. Мы очень долго пользовались этим каналом продвижения.
Чуть позже начали делать красивые цветные афиши, стали покупать рекламу в маршрутках, что, кстати, тоже оказалось весьма действенно. Очень много работали с соцсетями: рассылали персональные поздравления с днем рождения с приглашением на первый бесплатный урок, устраивали розыгрыши, активно вели и до сих пор ведем группу.
Сейчас все это, если честно, не приносит ничего. Такие методы продвижения не то что устарели — они просто ушли в историю. Появилась куча новых каналов выхода к клиенту, но все они очень дорогие. Например, чтобы сейчас собрать новую группу из 10 человек, на рекламу мне приходится тратить около 20 тысяч рублей. Это большие деньги. Отбиваю я их только со второго месяца занятия группы, когда ребята покупают абонементы второй раз.
Команда
— Изначально основателей школы было трое: я с партнершей и наш друг. На втором году работы к нам присоединилась еще одна девушка, она же первая и отделилась. Еще двое ушли в 2014-м. Проработав несколько лет в одиночку, я понял, что в команде мне легче. Но как и во всем, здесь свои плюсы и минусы: когда ты один, любое твое решение — аксиома, но с другой стороны, принимать решение в одиночку тяжелее.
Четыре года без вложений
— Если говорить об арифметике нашего бизнеса, то первые крупные вложения потребовались только через четыре года после открытия школы. До этого мы обходились текущими заработками. Около 1,2 миллиона рублей нам потребовалось на ремонт нового помещения. Речь идет о нашем «доме» на Источной, 10. Это было наше самое большое и самое родное помещение. Там мы проработали почти четыре года.
Помню, мы очень долго искали помещение поближе к центру. Когда смотрели варианты в бизнес-центре «Гринвич», который тогда еще строился, прораб рассказал о помещении, которое в итоге и стало нашим. Но тогда оно не сдавалось, а продавалось. Бетонная коробка в черновой отделке — ни пола, ни потолка, ни труб, ни электрики. Мы его посмотрели, потом я сел и начал рисовать. В итоге у меня вышел идеальный план.
Начались просчеты стоимости. На ремонт нужно было около 1,2 миллиона рублей. Мы долго договаривались с собственником об аренде. В итоге он дал добро, сошлись на том, что первые два года мы не будем платить аренду в счет денег, которые потратим на ремонт. Деньги на ремонт искали всем миром. Часть взяли в кредит, часть — из собственных накоплений, тогда у меня было еще два партнера.
Мода на танцы прошла?
— Сказать честно, школа никогда не приносила сверхприбыли. Да, мы зарабатывали нормальные деньги, но не супербольшие. Пик спроса за всю историю школы пришелся на 2013 год. Тогда мы как раз базировались на Источной. В тот год к имеющимся двум залам мы сняли еще один в соседнем здании, потому что площади просто не вмещали всех желающих. Постоянных клиентов было около 200 человек ежемесячно. Для сравнения: сейчас, после недавнего ухода двух тренеров, которые увели с собой часть клиентов, у нас занимаются около 70 человек.
Резкий обвал спроса произошел в 2014 году во время кризиса. Тогда взлетел курс доллара и цены на все, люди, напугавшись таких перемен, отмели все необязательные расходы. К сожалению, для многих это оказались танцы. Причем такая ситуация была во всех городах России. С тех пор мы наблюдаем падение спроса. Безусловно, когда кризис поутих, часть клиентов вернулась, но далеко не все.
Я думаю, в падении спроса еще виновата и мода на танцы. Она прошла. Ее заменила мода на квесты, которая тоже понемногу уходит, им на смену пришли квизы и мода на спорт. Я к такому затуханию отношусь спокойно. Меня спасает то, что я никогда не относился к школе просто как к бизнесу. Это мое любимое дело. Увлечение, которое когда-то приносило мне хорошие деньги. Сейчас у меня появилась еще одна работа, чему я тоже рад. При этом школа для меня не потеряла своей значимости.