Должность уполномоченного по защите прав потребителей финансовых услуг (финансового омбудсмена) в России была введена в 2018 году. Основная функция омбудсмена — помощь гражданам в досудебном решении споров с финансовыми организациями. Рассказываем, в каких ситуациях требуется обращение к омбудсмену и как это сделать.
Кто такой финансовый омбудсмен?
Финансовый омбудсмен в досудебном порядке решает споры, возникшие между гражданами и финансовыми организациями. Главного финансового уполномоченного назначает совет директоров Банка России. По предложению главного финомбудсмена совет директоров ЦБ назначает финансовых уполномоченных в разных сферах финансовых услуг:
· страхование;
· кредитная кооперация;
· деятельность кредитных организаций, ломбардов и НПФ;
· микрофинансирование.
Какие споры рассматривает омбудсмен
Чтобы омбудсмен принял в работу обращение гражданина, спор, который возник между ним и финансовой организацией, должен отвечать нескольким требованиям.
1. Спор возник между частным лицом и финансовой организацией, между которыми заключен договор.
2. Спор касается исключительно денег или имущества. К примеру, если банк в нарушение договора повысил ставку по кредиту, что привело к повышению ежемесячного платежа, это повод для обращения к омбудсмену. А если банк при оформлении кредита навязал дополнительную страховку клиенту, это повод для жалобы в ЦБ РФ.
3. Потребитель понес прямые убытки, выраженные в конкретной сумме, не превышающей 500 000 руб. Исключение — споры по ОСАГО, здесь сумма убытка не имеет значения. Например, человек оформил страховку, а во время ее действия наступил страховой случай. Страховая компания отказывается это признать и не выплачивает застрахованному положенную сумму ущерба — клиент несет убытки.
4. С момента возникновения спора прошло не более трех лет. Если в этот период потребитель уже успел подать на финансовую организацию в суд и последний вынес решение, омбудсмен это решение пересматривать не будет.
5. Организация, с которой возник спор, сотрудничает с финансовым омбудсменом в обязательном либо добровольном порядке.
Как обратиться к финансовому омбудсмену
Перед обращением к омбудсмену нужно попытаться урегулировать спор с финансовой компанией самостоятельно. Для этого отправьте в адрес финансовой организации, нарушившей ваши права, претензию (по электронной почте или в бумажном виде через обычную почту). Адреса можно найти на сайте организации. Если организация нарушила сроки рассмотрения претензии, проигнорировала ваше обращение или результат его рассмотрения вас не устраивает, можете обращаться к финансовому омбудсмену.
Проверьте, что организация, с которой у вас возник спор, входит в перечень сотрудничающих с омбудсменом, а сам спор отвечает всем требованиям. Отправьте обращение финансовому уполномоченному одним из двух способов: через его сайт (нужна подтвержденная учетная запись на «Госуслугах») или через «Почту России» на физический адрес омбудсмена. К обращению нужно будет приложить копию претензии, которую вы отправляли в финансовую организацию, копию ответа на претензию (если он был), копию договора с финорганизацией и другие документы, имеющие отношение к спору.
Если финансовая организация, с которой возник спор, не входит в список сотрудничающих с омбудсменом, придется обращаться за решением спора в суд.
Что дальше происходит с обращением?
1. Рассмотрение
В течение 3 рабочих дней со дня поступления обращения омбудсмену вас уведомят о принятии обращения на рассмотрение или об отказе. Если обращение принято, финансовый уполномоченный обязан его рассмотреть и дать ответ в течение 15 рабочих дней со дня передачи. Если понадобится независимая экспертиза, рассмотрение приостановят (максимум на 10 рабочих дней). За ходом рассмотрения обращения можно следить в личном кабинете на сайте омбудсмена.
2. Решение
Обмудсмен может принять решение об удовлетворении (частичном или полном) обращения потребителя или отказать в нем. Уведомление о решении отправляется потребителю в электронной форме либо по почте на бумаге в течение одного рабочего дня со дня принятия решения.
3. Вступление решения в силу
Решение вступает в силу через 10 рабочих дней с даты его вынесения. В течение 1 рабочего дня с даты принятия финансовым омбудсменом решения оно доводится до финансовой организации. Она обязана его исполнить не позднее срока, который указан в решении.
Что делать, если решение вас не устроило или не исполнено
Если вы не согласны со вступившим в силу решением финансового уполномоченного, можете в течение 30 дней с даты вступления решения в силу обратиться в суд по существу претензии к финансовой организации. Копию обращения в суд нужно отправить омбудсмену.
Если финансовая организация не исполнила в положенный срок решение, потребителю нужно обратиться к омбудсмену за удостоверением. Срок обращения — три месяца с даты, на которую решение омбудсмена должно было быть исполнено. Удостоверение является исполнительным документом, по которому решение финансового уполномоченного исполняется в принудительном порядке.
<Статистика>
Согласно отчету финомбудсмена за 2023 год, чаще всего жители Томской области жаловались на страховые и кредитные организации: 532 и 101 обращение соответственно. На микрофинансовые организации пожаловались 8 человек.
Региональный центр финансовой грамотности подготовил более 30 обращений от томичей к финансовому омбудсмену. Чаще всего жалобы потребителей финансовых услуг поступали на кредитные, микрофинансовые и страховые организации.
Какие организации обязаны исполнять решения финомбудсмена
· Банки
· МФО
· Страховые компании (кроме сферы ОМС)
· НПФ
· КПК
· Ломбарды