Задать вопрос

Доверяй — но проверяй!

19.12.2014

Ваши личные финансы
Редакция "Ваши личные финансы"

«Реклама — это оружие, поражающее конкуренцию», — говорил В. Маяковский. А серьезные нарушения рекламодателями закона о рекламе способны нанести поражение не только содержимому кошелька, но и здоровью потребителя недостоверной рекламы. И хотя нарушения буквы закона «О рекламе» рассматриваются в законодательстве как малозначительные, подобные случаи необходимо вовремя пресекать.

«Томское управление федеральной антимонопольной службы России (ФАС России) проводит постоянную работу по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений Федерального закона «О рекламе» — говорит Наталья Базарова, ведущий специалист-эксперт отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования, — регулярно осуществляет мониторинг рекламы, размещаемой в печатных СМИ, выпускаемых на территории Томской области, а также местных радио- и телеканалов на предмет выявления возможных нарушений законодательства о рекламе.

Для справки:

По сравнению с прошлыми годами произошло увеличение количества поступающих в адрес ФАС России заявлений граждан. Если в 2007-м году поступило 13 заявлений, в 2008-м – 27, в 2009-м – 57, за 2010 год поступило 63 заявления, то по итогам 1-го полугодия 2011-го рассмотрено более 40 заявлений.

В 2010-м году было рассмотрено 278 фактов, указывающих на признаки нарушения закона «О рекламе», возбуждено 105 дел (в 2009-м – 59 дел) о нарушении законодательства о рекламе. По возбужденным делам выдано 104 предписания (в 2009-м — 60 предписаний).

С 2010 года ФАС России начало активно сотрудничать с правоохранительными органами в части обмена информацией о выявлении фактов оказания запрещенных услуг, фактов безлицензионного осуществления видов деятельности, требующих наличия лицензии. Так, например, активно проверяются случаи, когда рекламодатели, привлекающие внимание к медицинским услугам, не обладают лицензией на право осуществления медицинского вида деятельности. Именно реклама медицинских и связанных с медициной товаров и услуг является наиболее массовым видом правонарушений на рекламном рынке. Множество салонов SPA, салонов по оказанию косметологических и парикмахерских услуг, помимо нелицензируемых видов деятельности, дополнительно оказывают услуги, требующие лицензионного разрешения.

Пример №1: Салоны красоты распространяли рекламу таких услуг, как перманентный татуаж, пирсинг, депиляция, массаж, не располагая на момент размещения рекламы ни лицензией на эти виды деятельности, ни штатными специалистами, имеющими медицинское образование. Оказание салонами подобных услуг могло нанести непоправимый вред здоровью потребителя.

В силу части 7 статьи 5 «Закона о рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Пример №2: Туристическое агентство разместило баннер на томском развлекательно-информационном сайте с предложением туров по популярным направлениям с указанием конкретных цен. Однако приобретение туристического продукта по указанным в рекламе ценам было возможно только при определенных условиях: размещении в 2-х местном номере и вылет из Москвы. Отсутствие в рекламе данной существенной информации вводит потребителей в заблуждение.

Пример №3: В листовках распространялась реклама акции: купи ноутбук и получи подарочный сертификат и скидку на принтер 20%. Заявитель приобрел ноутбук, однако в предоставлении сертификата и скидки на принтер ему было отказано. Оказывается, акция распространялась не на все реализуемые в магазине ноутбуки, а только на определенные модели. Не указание этой существенной информации в рекламе квалифицировано антимонопольным органом как нарушение.

В соответствии с п.1 ч.3 ст.5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Пример №4: Рекламная конструкция сообщала о самых низких ценах на товары для детей. Обоснования использования данного утверждения не были представлены в материалах дела. В рамках рассмотрения указанного дела Комиссией ФАС России направлены запросы компаниям, осуществляющим реализацию аналогичных видов товаров. Из полученных ответов выявлены более выгодные ценовые предложения. Таким образом, реклама, сообщающая о самых низких ценах, признана недостоверной.

Особое внимание уделяется рекламе банковских услуг, и наиболее часто встречающееся нарушение здесь — это предоставление неполной информации об услуге. Как правило, при размещении рекламы банковского вклада или кредита указываются наиболее привлекательные для потребителя условия получения продукта и умалчивается информация о других условиях договора, например, о дополнительных платежах, увеличивающих стоимость кредита для заемщика. В результате потребители рекламы получают искаженную информацию о рекламируемой услуге.

Это надо знать:

Если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.

Не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Достаточно активно развивается и рекламируется сейчас потребительское кредитование. И часто потребители обманываются в своих ожиданиях, поскольку кредитные организации дают неполную информацию. Сообщаемый в рекламе процент по кредиту может быть не очень высоким, что для потребителя привлекательно, в то же время существуют дополнительные комиссии и платежи, которые увеличивают общую сумму выплат в два, а иногда и в три раза, но о которых в рекламе умалчивается. Это могут быть комиссионные выплаты, плата за обслуживание, ведение счета, платежи, связанные с получением суммы кредита наличными, любые платежи, которые взимаются за проведение операций по счету, необходимость страхования и т.д.

Пример №5: Самым распространенным нарушением в рекламе банковских услуг в последнее время стало указание крупным шрифтом выгодной процентной ставки и мелким, нечитаемым шрифтом — всех остальных существенных условий договора. Информация об указанных условиях договора хотя формально и присутствует в рекламе, однако сведения, набранные мелким шрифтом, не воспринимаются потребителями. Такая реклама является незаконной.

Недостоверность может быть выражена в информировании потребителей о превосходстве услуг одной банковской организации над другой.

Пример №6: Управлением было рассмотрено дело в отношении банка, который сообщал в рекламе о том, что занимает лидирующую позицию в сфере потребительского кредитования. В ходе рассмотрения дела установлено, что рекламодатель занимает лидирующее место в сегменте продаж POS-кредитов (кредитов, выдаваемых физическим лицам в магазинах-партнерах банка). Вместе с тем, его доля потребительских кредитов (POS) на рынке розничного кредитования относительно невелика. Реклама банка также признана недостоверной.

Отрадно, — продолжает Наталья Базарова, — что томский потребитель за последние годы стал четче понимать разницу между информационным материалом и рекламой, стал более бдительным, читая рекламные лозунги. Об этом свидетельствует рост обращений граждан и организаций с заявлениями в УФАС, их активное отстаивание своих прав, а также уменьшение количества необоснованных жалоб.

Если в 2007 году все дела о нарушениях закона «О рекламе» были возбуждены по собственной инициативе УФАС, то за первое полугодие 2011-го года четвертая часть дел возбуждается именно по результатам рассмотрения заявлений.

Назвать основные признаки, по которым можно определить недостоверность рекламы, сложно. Недостоверность рекламы, как правило, выявляется только на стадии приобретения товара, обращения потребителя рекламы за услугой. Поэтому будьте внимательны, услышав тот или иной рекламный призыв.

Читайте также