Задать вопрос

«Они должны стараться помочь всякому добросовестному труженику» (мелкий кредит в конце XIX-начале XX веков)

25.04.2015

Ваши личные финансы
Редакция "Ваши личные финансы"

После отмены крепостного права для эффективного развития сельского хозяйства необходимо было обеспечить крестьян доступным кредитом, избавив их от ростовщической кабалы. По некоторым подсчетам, сумма ежегодно уплачиваемых народом процентов в пользу ростовщиков достигала громадной цифры в 200 млн руб. в год. Возникает мысль о развитии кредитной кооперации.

Кредитное начало


В 1865 г. С. Ф. Лугининым было учреждено первое в России ссудо-сберегательное товарищество в с. Дороватово Костромской губернии. Принципы работы Рождественского ссудного товарищества (так оно называлось) были заимствованы в Германии. Основными из них были добровольность объединения, круговая ответственность по долгам товарищества, паевые взносы членов в уставной капитал, управление товариществом коллегиальными органами, избираемыми общим собранием, равенство всех членов товарищества на общих собраниях. В 1869 г. Комитет министров Российской империи предоставляет право министру финансов по согласованию с министром внутренних дел разрешать кредитные кооперативы, если их уставы основаны на уставах Рождественского товарищества и Феллинской кассы. Это постановление можно считать первым законодательным актом о кредитной кооперации в России. После выхода этого документа за организацию кредитных кооперативов взялись многие земства, и число ссудо-сберегательных товариществ стало быстро расти. С 1865 по 1877 г. было открыто 820 товариществ, в 1883 г. их было уже 1106. Затем их рост замедляется и даже идет на убыль. В 1895 г. действовало только 729 товариществ. Но 1 июня 1895 г. российское правительство принимает «Положение об учреждениях мелкого кредита», под которыми в первую очередь подразумевались кредитные кооперативы. Так в России появился новый тип учреждений кредитной кооперации — кредитное товарищество. Этот же закон вводит для осуществления контроля за деятельностью кредитных кооперативов должность инспекторов кредитных товариществ. Государственный банк принимал активное участие в создании кредитных товариществ, предоставляя им ссуды для образования основного капитала. В период с 1898 по 1904 г. при содействии Государственного банка их было образовано 227 и лишь 18 — без его участия. Но несмотря на все усилия энтузиастов кооперативного движения, результаты в цифровом выражении были весьма скромными. Из 1589 разрешенных к 1900 г. кредитных кооперативов (большинство из которых составляли ссудо-сберегательные товарищества) 697 были ликвидированы, 207 так и не начали работать, а часть была преобразована в общества взаимного кредита. По официальным данным, деятельность только 29% кредитных кооперативов можно было признать нормальной, 33% находились в затруднительном положении, а 38% — на грани закрытия.

Кредитное управление

В 1904 г. в структуре Госбанка было создано спецподразделение по развитию кредитной кооперации — Управление по делам мелкого кредита. По мнению его руководителей, «организация мелкого кредита должна быть делом частной инициативы, но в то же время мелкие кредитные учреждения едва ли получат должное развитие без прямой правительственной поддержки их как материальной, денежной, так и моральной, технической, теми средствами и силами, которые правительство может привлечь к этому делу... В соответствии с этими целями деятельность нового ведомства должна была выразиться как в регламентации кредитного дела, так и в мероприятиях организационного характера, по созданию технического персонала на местах, пропаганде идей мелкого кредита и по финансированию кредитных учреждений». Началу действий товарищества предшествовало общее собрание учредителей для выбора состава правления, приема новых членов и решения организационных вопросов. Прежде чем созывать собрание, учредители должны были получить разрешение на это от губернского отделения Госбанка. Желающий вступить в товарищество должен был написать заявление, которое затем рассматривали члены правления и совета для выяснения имущественных и нравственных качеств кандидата. Несмотря на предписания устава о том, что членами товарищества могли стать лица различного имущественного положения, в кооперативы принимались прежде всего состоятельные крестьяне. Главным органом товарищества являлось общее собрание его членов. Собрание избирало членов правления и совета, устанавливало общие правила для проведения операций товарищества, рассматривало и утверждало годовые отчеты, назначало ссуды по вкладам, рассматривало жалобы на членов правления и совета. Общие собрания были очередными и чрезвычайными: первые проходили ежегодно (не позже марта) для рассмотрения отчетов за минувший год, вторые созывались для решения актуальных вопросов или по требованию 1/10 части членов товарищества. Если число товарищей превышало 500 человек, то общее собрание обязательно заменялось собранием уполномоченных. Никто из товарищей не мог без уважительных причин отказаться от избрания в уполномоченные. Число уполномоченных определялось товариществом. Совет контролировал соблюдение устава и исполнение решений общего собрания, утверждал общие правила ведения делопроизводства, счетоводства и отчетности, давал заключения об отчетах правления и разбирал жалобы на его действия. Правление занималось повседневной хозяйственной деятельностью кредитного кооператива, распределяло обязанности между членами. В его ведении находилась выплата жалования должностным лицам организации, а также распоряжение капиталами общества. В состав правления и совета не могли входить лица, состоящие в близком родстве. Ответственность за некомпетентную деятельность правления распространялась на все имущество товарищества. За убытки, понесенные правлением вследствие его неграмотных действий и упущений, члены организации отвечали всем своим имуществом. Большие требования предъявлялись к учредителям кредитных товариществ. Однако образованных людей, которые соответствовали бы этой должности еще и по нравственным качествам — ответственности, «нестяжанию» — на селе было не так уж и много.

Кредит и церковь

Для решения данного вопроса Госбанк решил сделать ставку на священников, которые могли бы «взять на себя почин в устройстве» кредитных товариществ. Эта идея получила поддержку министра финансов и была воплощена в жизнь. С момента создания Управления по делам мелкого кредита министр финансов В. Н. Коковцов обратился в Святейший Синод с просьбой разрешить священникам участвовать в деятельности кредитных кооперативов. Получив отказ, он не отступил от этой идеи и через пять лет все же добился ее осуществления. Вероятно, решающую роль в этом сыграла продуманная мотивация участия священников в деятельности кредитных товариществ. Осенью 1909 г. министр финансов обратился с письмом во все епархии Российской империи с просьбой оказать содействие в организации работы кредитных кооперативов на селе. Так, в обращении к митрополиту Московскому и Коломенскому Владимиру он писал: «...Благосостояние населения и духовное и нравственное развитие его находятся в столь тесном взаимодействии, что меры, направленные к улучшению материального быта его, несомненно, облегчат пути и способы к поднятию умственного и нравственного уровня его и обратно — распространение знаний и укрепление начал христианской нравственности косвенно содействуют сбережению и накоплению богатства. Православное духовенство могло бы проявить свое благотворное влияние в этой области как в лице отдельных представителей своих, так и в составе существующих церковно-приходских организаций, приходских попечительств и советов… Кредитное учреждение — конечно, не благотворительное учреждение; мало того, было бы пагубно для него самого, если бы оно вступило на крайне ошибочный путь благотворительного кредита. Но необходимо иметь в виду, что именно учреждения мелкого кредита не ищут только богатого и сильного; они должны стараться помочь всякому добросовестному труженику, как бы он беден ни был, в возможно более плодотворном приложении своего труда и дать ему возможность собственными силами выбиться из нужды, стать самостоятельным хозяином и не нуждаться в благотворительности. С этой точки зрения, учреждения мелкого кредита точно так же — казалось бы — должны быть близки церковно-приходским организациям по задачам и конечным целям своим. Та огромная услуга, которую церковноприходские попечительства и советы могли бы оказать прихожанам в деле устройства кредита на началах, столь близких духу нашей православной церкви — взаимопомощи, взаимодействия и взаимного доверия, несомненно, лишь укрепила бы живую, осязательную связь между ними». Затраченные усилия дали ощутимые результаты. Если в 1904 г. в стране насчитывалось 306 кредитных и 877 ссудо-сберегательных товариществ (всего 1183), то в 1912 г. их число достигло 5932 и 2626 соответственно (всего 8558). Практически схема взаимодействия Госбанка и церкви выглядела так: после получения письма министра финансов архиерей направлял в столицу свое согласие на участие священников соответствующей епархии в организации и работе кредитных кооперативов. В большинстве случаев в письме содержались конкретные предложения по организации кредитного товарищества. Такая картина наблюдалась во многих губерниях Российской империи. По некоторым оценкам, священнослужители в тесном контакте со служащими отделений Госбанка принимали активное участие в организации и работе примерно 30% кредитных и ссудо-сберегательных товариществ.

Кредитная инспекция

Следует отметить значительную роль, которую играли в этом деле инспекторы мелкого кредита, имевшиеся в каждом провинциальном учреждении Госбанка и работавшие в самом тесном контакте с их руководителями. Инспекторы имели доступ ко всем книгам, счетам и другим документам товариществ, могли присутствовать на заседаниях ревизионных комиссий, общих собраниях, советах правлений и т. д. Наблюдая за работой товариществ, инспекторы должны были убедиться в законности их деятельности, в ее согласованности с нормальным уставом, распоряжениями Министерства финансов и Госбанка, установленными операционными правилами, следили за достаточной обеспеченностью открытых кредитов и выданных ссуд. Они имели право в любое время произвести ревизию наличных сумм, ценностей и другого движимого имущества товарищества (не менее одного раза в год), обязательно оставляя отметки об этом в «Книгах ревизионных замечаний и разъяснений», которые имелись в каждом кооперативе. В обязанности инспекторов входило содействие открытию кредитных кооперативов в районе того отделения Госбанка, в котором они служили. С этой целью они объезжали свой район, разъясняя крестьянам задачи и принципы деятельности кредитных кооперативов. При обнаружении нарушений в кредитных учреждениях, подведомственных земскому начальнику и земской управе, инспектор не мог сам отстранять должностных лиц — он сообщал о необходимости принятия этой меры начальникам и управам. В случае несогласия с инспектором сообщение шло на рассмотрение в губернский комитет по делам мелкого кредита.

Инспектор каждый год посылал сводный отчет о прибыли и расходах кредитных и ссудо-сберегательных товариществ в канцелярию губернатора и Комитет по делам мелкого кредита. При этом особо оговаривалось, что инспектор не имеет права вмешиваться в производственную деятельность товарищества. В 1913 г. число кредитных и ссудо-сберегательных товариществ составило 7964 и 3062 соответственно, в 1914 г. — 9552 и 3528, в 1915 г. — 10696 и 3890, в 1916 г.— 11398 и 4038. Число членов товариществ превысило 10 млн. Каковы были сравнительные успехи развития кредитной кооперации в России, можно судить по тому, что по числу товариществ она занимала второе место в мире, а по количеству кооперированных членов — первое. Оборотные средства кредитной кооперации равнялись 782,8 млн руб., из которых на кредитные товарищества приходилось 451,8 млн и на ссудно-сберегательные — 331 млн. Среднее число участников одного кредитного товарищества составляло 680 человек, ссудно-сберегательного — 550. Капиталы в кредитных товариществах составляли 11,7% оборотных средств, а в ссудо-сберегательных — 23,1%, вклады — 48,5% и 67%, займы — 26,3% и 9,9% соответственно. Что касается финансовой поддержки учреждений мелкого кредита со стороны государства, то уже к 1 мая 1914 г. она достигла огромной цифры: 45,43 млн руб. было направлено в основной капитал, 213,42 млн руб. — на краткосрочное кредитование, всего — 258,85 млн руб. В 1916 г. средства, заимствованные из государственных и земских источников, составляли 17,3% пассива. 69% оборотных средств кредитных товариществ или 312 млн руб. были выданы в качестве ссуд. У ссудо-сберегательных товариществ соответствующая сумма выданных ссуд составляла 78% актива (256 млн руб.). Развитие мелкого кредита поставило в повестку дня необходимость объединения для защиты своих интересов. Возникновение союзов кредитных кооперативов встретило достаточно сильное противодействие со стороны правительства. До 1915 г. в России действовало всего 11 союзов. Лишь в годы Первой мировой войны возникновение кооперативных объединений пошло более быстрыми темпами. На 1 января 1916 г. действовали уже 24 союза, объединившие 1180 товариществ. Все эти союзы имели 1,2 млн руб. основного и 632 тыс. руб. специальных капиталов. Вкладов в них было 7,8 млн руб., займов — 1,22 млн руб. В ссудные операции союзами было вложено 6,32 млн руб. Кредитная кооперация успешно развивалась и продолжала работать вплоть до 1917 г. К сожалению, после Февральской революции управление по делам мелкого кредита было упразднено как чуждое делу кооперации бюрократическое учреждение, а после Октябрьской революции как самостоятельная ветвь была упразднена и вся кредитная кооперация, которая была влита в потребительскую кооперацию.  

Читайте также