Задать вопрос

Как заниматься многим, но оставаться эффективной?

13.02.2023
Фото из личного архива

Фото из личного архива

Эдит Заржецкая известна в Томске как кавээнщица, актриса и участница благотворительных спектаклей, дизайнер, волонтер, который помогает животным, и организатор конкурса грации, красоты и интеллекта для женщин старшего возраста. Мы поговорили с ней о возможности получать доход от социальной деятельности и волонтерства, о том, почему не стыдно вести сетевой бизнес и как заниматься многим, но оставаться эффективной.

О том, почему случайное только кажется таким

— Эдит, помните, как заработали первые деньги?

— Я начала работать с 14 лет. Первый мой крупный заработок был сорок рублей — это значительная сумма по тем временам. Заработала я ее в кузовлевских теплицах — ухаживала за розами. Люди рассказывают, что первые деньги отдали маме, но я была «еврейской девочкой» и потратила все на себя. Семья у нас была небогатая, мама и папа — инженеры. А купила я себе светильник, вращающийся на шпиле, с дырочками, вроде диско-шара.

— Вы дизайнер, тогда эта профессия была в диковинку. Как ее выбирали — из любви или с перспективой на заработок?

Из личного архива Эдит Из личного архива Эдит

— Случайно, хотя с возрастом понимаешь, что ничего случайного не бывает. Я рисовала сколько себя помню. В детстве хотела быть мультипликатором либо ветеринаром. В результате я дизайнер, у которого дома куча животных. Детскую художественную школу не закончила, а взрослую — закончила, благодаря этому у меня много знакомых художников. В университете я училась, но высшего образования у меня нет. Есть режиссерское: закончила колледж культуры. Потом играла в театре: начинала с КВН, после играла в «Осколках» на разных ролях — и Офелию, и Пятачка. Дизайнером я стала в 28 лет. В 1993 году мы уехали в Киев, тоже случайно. И я попала в Кинологический союз на работу. Тогда не было компьютеров, начала рисовать от руки картинки, которые потом копировали. Когда я смотрю эти каталоги и показываю людям, они не понимают, что это когда-то было. Потом нам поставили компьютеры, я шучу, что это был фотошоп с одним слоем. Мы работали тогда вдвоем с парнем: я сидела и рассказывала, куда двигать изображения, а он перемещал. Позже пошла на курсы дизайна в Киевском университете, чтобы разложить все по полочкам. Когда в Томск вернулась в 2001 году, устроилась уже по профессии в крупную компанию «Мишель Мур». Мой стаж дизайнера начался с 1995 года. За это время сделала почти 4 тысячи логотипов.

— У вас ведь было и собственное дизайнерское бюро?

— Да, до 2007 года я работала в найме, после ушла на вольные хлеба. В 2008-м я открыла ИП, у меня была дизайн-студия, она работала до 2014 года. Разное делали — и сорок фантиков для «Красной звезды», и для Роснефти дизайн, и больше двух тысяч логотипов для зарубежных компаний. Занимались с партнером, он отвечал за аналитику, «недизайн». Бюро закрылось, потому что я поняла, что застряла в одной поре и не знаю, как и куда идти дальше. Пришла тогда к Леониду Глоку, который руководил фондом развития бизнеса, он предложил поехать на повышение квалификации в любую российскую контору. Мы с партнером выбрали Red Pepper Ред из Екатеринбурга. Там было круто: офис на 20-м этаже, туса, молодняк, ролики для Светлакова снимают, для Роснефти. Но через неделю я осознала, что вообще ничего не хочу делать в этом направлении, и мы закрылись. Потому что надо было либо так же тянуться, либо сделать рывок. А после рывка происходило бы то же самое, но проекты больше и дольше, я бы просто затосковала.

Зрелость — самое время для развития

Из личного архива Эдит Из личного архива Эдит

— В последние годы вы организуете конкурс «Настоящая женщина». А как пришли к идее его создать, почему решили, что это важно?

— Конкурс я начала для собственной реализации, 2 года мне было плохо. Как говорится, хочешь полечить себя — полечи других. Общечеловеческие ценности у всех одинаковые, а ценности возрастные меняются. Когда у женщины выросли дети, с мужем отношения налажены, роли, которые мы выполняли, устаканились или закончились, женщине становится скучно. Тогда начинается что-то, что кризисом я не могу назвать, второй подростковый возраст, что ли. Когда человек начинает искать себя снова — я недотанцевала, недорисовала, недореализовалась. А во второй половине жизни у человека еще есть энергия, запас сил, чтобы приобрести компетенции и найти себя. Я даю женщинам только возможность. Сообщество — это социальный лифт для всех, в том числе и для меня. Легко сказать, но вы попробуйте в 52 года устроиться на работу. Моя задача — показать, что в этом возрасте есть все, чтобы тебя не списывали со счетов.

Сейчас конкурс зрелости, грации и интеллекта — это одно из мероприятий сообщества, в нем 18 направлений — от психологии до финансовой безопасности. А два крупных мероприятия проходят весной и осенью. На форум в 2022 году собрались женщины из 6 городов. Конкурс идет именно для людей 55+, мы работаем с Пенсионным фондом. А когда в сообщество приходят люди моложе, я не отказываю. Раньше позиционировали 45+, потом 40+, сейчас девушки и в 35 приходят, зрелость — это не про тело, а про голову. Наше сообщество работает и в Новосибирске, мы развиваемся. Раньше я все делала одна, сейчас появился актив из 12—13 женщин, они помогают.

— Социальный проект — это альтруизм или на нем можно заработать?

— Мое сообщество «Настоящая женщина» — некоммерческая организация, это не заработок, это возможность нарастить связи, которые могут дать выхлоп в другом месте. Это создавалось не ради денег и не работает для денег. Любой социальный проект идет через личную боль. Если зарабатывать деньги, это уже социальный бизнес. Я думаю об этом сейчас, но здесь вижу перспективу только в том, чтобы продать бренд, заработать на мерчендайзинге. На бренд «Настоящая женщина» у меня есть авторское свидетельство, в которое я вложила более 100 тысяч рублей, поэтому имею право его создать. Грант — это тоже монетизация. Но я пока не брала гранты, мы живем на договоренностях с партнерами и связях.

— Вы ведь занимались еще волонтерством?

Из личного архива Эдит Из личного архива Эдит

— Да, 4 года я занималась приютом для бездомных животных. Что мы только ни делали там. Помню, 2 января, 34 градуса мороза, мы вдвоем 6 часов варили еду для собак и кормили их. Я проводила выставки, ярмарки-раздачи, расставила 21 благотворительный ящик по городу, вела три группы в соцсетях. Приходила вечером с работы и отвечала на миллион вопросов. Потом меня практически отстранили, перестали доверять, а я так не могу. Как раз годы были переломные, люди стали меньше класть денег в ящики, у них появились подозрения: если ящики поставил — значит, «жучит» деньги. Когда морозы начинаются, до сих пор не могу спать, переживаю, как там собаки. Сейчас курируем «Лесную дачу» — дом престарелых и людей с инвалидностью.

Как актриса я, может быть, не состоялась, но много играла в театре. Ставили благотворительные спектакли по Аверченко и Шукшину, даже съездили в Сростки Алтайского края. Мы собрали как-то 270 тысяч рублей и помогли больному ребенку. Два года в ТЮЗе играли и перечисляли вырученное семье — они могли оплачивать лечение.

«Балансирую между социальной деятельностью и заработком»

Из личного архива Эдит Из личного архива Эдит

— Вы много занимаетесь социальной деятельностью, а как балансируете между ней и доходом? Как вы зарабатываете?

 На дизайне зарабатываю по-разному, в зависимости от времени и заказов. Я реально балансирую между заработком и социальной деятельностью. Но и не каждый дизайн-заказ беру сейчас, а только то, что интересно мне. В одном месяце могу не заработать ничего, могу заработать 10 тысяч, в прошлом месяце получила сразу 86 тысяч рублей. А когда в среднем считаешь, то получается до 30 тысяч в месяц.

8 лет для себя и для души я немного занимаюсь сетевым бизнесом. Там меня научили строить команду, дали знания, которые применяю в сообществе. Сетевой бизнес считаю именно передовым, у нас просто к нему относятся настороженно. А я в какой-то момент перестала стесняться этого, потому что это самый честный бизнес — доверие между людьми. Обмануть два раза невозможно. Заработать на нем можно сколько угодно, смотря как заниматься. Я съездила и в Дубай, и в Турцию, свои 70 и 80 тысяч рублей я зарабатывала 7 лет назад. Сейчас занимаюсь неплотно, зарабатываю около 30 тысяч, трачу на себя — покупаю функциональное питание, БАДы, косметику. Ушла из Instagram*, я патриот, а там хорошо у меня продавалось. «ВКонтакте» пока в этом плане не освоила. Вообще, я не могу постоянно чем-то одним заниматься, мне важно переключение. Пока мозг в одном отдыхает, приходят новые идеи. Сейчас у меня дизайн, сообщество, сетевой бизнес, и еще я начала заниматься продвижением Дворца торжеств.

— А как семья относится к вашей загруженности вне дома?

Из личного архива Эдит Из личного архива Эдит

— Я 30 лет замужем, у нас все это сложилось давно. Когда сын был маленький, муж говорил: «Иди погуляй, я же знаю, тебе это надо». Я оставляла месячного ребенка и знала, что он будет сыт и запеленат. Есть забавная история. Я ушла на тусу, возвращаюсь в 6 утра и думаю: что сказать, почему ушла и не вернулась до утра? Мобильных еще не было. Лето, мы снимали квартиру на втором этаже. Подхожу к дому и слышу голос мужа: «Завтракать-то будешь?» — Боря сидит на подоконнике. Всегда было понимание и доверие. И готовит в семье он. Муж — моя полная противоположность, он строитель, крыши кроет, брутальный мужчина из казахстанского села. Но я советуюсь с ним во всем, он мудрый человек. Муж зарабатывает деньги, он мой тыл. Я для него моральная опора, он для меня физическая, у нас так.

— Говорят, творческие люди неорганизованные и деньги считать не умеют. А у вас как — копите, инвестируете, ведете учет?

— Я очень системный человек на самом деле, педант. У меня всегда все по плану, по списку, по времени, хотя я не произвожу такое впечатление. У меня всегда есть «кармашки» — на машину, на отпуск, на вкусняшки. И эти «кармашки» я пополняю, когда есть лишнее. И помню про 10 %, которые уходят в никуда, стараюсь их контролировать. Всегда отдаю на благотворительность где-то 1 000 рублей в месяц. В инвестициях пока не разобралась, не нашелся человек, который мне все объяснит. Еще у меня есть маленький счет, я его не трогаю, даже если все по нулям. Ну и инструменты должны быть: компьютер должен работать, потому что это деньги, машина должна работать — тоже деньги, в семье должно быть все хорошо: когда спокойна душа, ты можешь функционировать. И стараться держать баланс — в этом сила женщины. А к деньгам отношусь как к инструменту, энергии.

Теги:

Читайте также