Причин, по которым может произойти отмена тура, немало: состояние здоровья, финансовые трудности и т. д. Есть и объективные, не зависящие от туриста обстоятельства, — изменение политики иностранных государств, закрытие полетной программы или ковидные ограничения. Планы на отдых могут нарушить и другие форс-мажорные ситуации: природные катаклизмы, военные действия или террористическая угроза. Рассказываем, как вернуть деньги за путевку, если путешествие сорвалось.
Эксперт Ирина Никитина
руководитель отдела туризма туристической компании «Томсктурист»
Идем в турфирму
Для расторжения договора на оказание туристической услуги потребителю следует обратиться в турфирму, где был приобретен тур. В простой письменной форме или по предлагаемому образцу составляется требование (претензия) о расторжении договора реализации туристического продукта. Турагентство обязано принять заявление.
Если расторжение происходит по инициативе туриста в одностороннем порядке, необходимо приложить документальные обоснования принятого решения. Это может быть справка с места работы о переносе отпуска, выписка из карточки поликлиники или иной документ, доказывающий наличие у потребителя обстоятельств непреодолимой силы. Если досудебное урегулирование невозможно, документы помогут доказать в суде объективность отказа от тура.
— Гражданин может и без объяснения причин расторгнуть договор об оказании туристической услуги, заблаговременно (14 дней и более до начала тура) обратившись в турагентство, — говорит наш эксперт Ирина Никитина. — Денежные средства подлежат возврату в полном объеме за минусом фактически понесенных убытков оператора. К ним относятся штрафы за возврат/перенос авиабилетов и бронирование отелей. Если билет оказался невозвратным, возможно только перенесение даты поездки.
Если отмена тура происходит по внешним причинам, не зависящим от турагентства или туриста, к заявлению на расторжение договора стоит приложить копии официальных документов или скриншоты с сайтов МИД или Ростуризма о невозможности осуществления поездки. Стихийные бедствия, закрытие воздушного или наземного сообщения, эпидемическая угроза и иные причины, препятствующие туристической поездке, являются гарантией возврата уплаченных денег в полном объеме.
— Как только претензия составлена, турагентство направляет туроператору пакет документов, после чего самостоятельно решает вопрос о возврате денежных средств, — объясняет Ирина Никитина. — После перечисления суммы на расчетный счет агентства деньги возвращаются потребителю. Однако все чаще крупные международные и российские туроператоры предлагают взамен тура ваучеры. Деньги фиксируются на счете туристической компании, и отдыхающий может воспользоваться ими в любое удобное время.
В случае закрытия направления по объективным причинам и при желании клиента получить качественный отдых турагентства предлагают заменить несостоявшийся тур одним из возможных открытых для путешествий направлений. Подробная информация о возможных вариантах переноса есть на официальном сайте туроператора. Это могут быть как российские курорты и маршруты, так и проверенные Турция, ОАЭ, Египет. Если турист отказывается от альтернативных маршрутов, деньги за оплаченный тур подлежат возврату в полном объеме.
— В практике Томска все аннулированные туры сезона весна-2022 уже перенесены на открытые направления, — рассказывает Ирина Никитина. — На сегодняшний день наши земляки активно заинтересовались отечественным туризмом. Среди фаворитов Калининградская область, Дагестан, курорты Краснодарского края, Алтай, озеро Байкал, Камчатка, Сахалин и Дальний Восток. Туристы со стажем утверждают, что местные достопримечательности нисколько не уступают зарубежным по силе эмоционального воздействия, а нередко и не имеют аналогов во всем мире.
Когда обращаться в суд?
Если туристическое агентство отказывает потребителю в соблюдении его законных прав и не возвращает деньги за тур, гражданин имеет право обратиться за защитой в суд. Следует знать, что помимо взыскиваемой суммы суд может удовлетворить и иск о компенсации морального вреда: ответчик заплатит потребителю штраф в размере 50 % от присуженной ему суммы.
— По тем направлениям, которые остаются открытыми, но по которым изменились условия вылета/прилета, «Томсктурист» меняет логистику в сторону удобства передвижения клиента, — делится Ирина Никитина. — Например, корректируются маршруты в Турцию с вылетом из аэропортов Москвы и Омска. На сегодняшний день обстановка на Средиземноморском побережье спокойная, отношение к туристам из России дружелюбное. Во многих магазинах принимаются карты МИР, а курс турецкой лиры по отношению к рублю наиболее выгодный за всю историю наблюдений. Также с нетерпением ждем открытия горячо любимых направлений Юго-Восточной Азии — Таиланда и Вьетнама.