Задать вопрос

История бюджета. Часть III

19.03.2015

Ваши личные финансы
Редакция "Ваши личные финансы"

Советский период — следующий пункт назначения в нашей экскурсии по истории бюджета России, в котором мы проследим существенные изменения в бюджетной системе, внесенные образованием в 1922 г. Союза Советских Социалистических Республик и выходом в 1924 г. Конституции СССР.

С 1922 года в государственный бюджет СССР вошли государственные бюджеты социалистических республик, находящихся в составе СССР. Формирование доходной части всех бюджетов обеспечивалось принципом подведомственности, в соответствии с которым предприятия и хозяйственные организации были распределены между различными уровнями власти и вносили отчисления от прибылей в соответствующий бюджет.

Таким образом, предприятия союзного подчинения, т. е. находившиеся в ведении союзных ведомств, вносили свои платежи из прибыли в союзный бюджет, а предприятия республиканского, областного, городского подчинения — в соответствующие бюджеты. В свою очередь из соответствующих бюджетов финансировались предприятия, организации и учреждения союзного, республиканского и местного подчинения.

То есть доходы союзного бюджета формировались за счет общесоюзных государственных доходов, главными из которых были отчисления от прибылей предприятий союзного подчинения и общегосударственные налоги и доходы, например доходы от внешнеэкономической деятельности.

Примечательно, что местные бюджеты (бюджеты автономных республик, краевые, областные, городские, районные, а с 1929—1930 гг. и сельские) не включались в состав бюджетов союзных республик и в государственный бюджет СССР.

Исторический факт

Введение подоходного налога для граждан

16 ноября 1922 года Советская Россия ввела подоходный налог для граждан, соответствующий Декрет Советского государства был издан именно этой датой. Интересно отметить, что подоходный налог пыталась ввести еще царская Россия, но Февральская революция внесла свои коррективы в налоговую политику. Поэтому через 5 лет уже Советская Россия предприняла новую попытку.

Первоначальная структура подоходного налога оказалась нерабочей, поэтому Советское Правительство через год издало новый Декрет от 12 ноября 1923 года с некоторым упрощением порядка исчисления и уплаты. В конце 1924 года был разработан новый проект подоходного налога с учетом тех затруднений и недостатков, которые обнаружились за истекший год его реализации.

Существенную роль в развитии народного хозяйства и бюджетной системы СССР сыграла налоговая реформа 1930-1932 гг., заложившая основы налоговой системы, главные элементы которой существуют и в настоящее время. В ходе реформы были приведены к единообразию 86 действовавших ранее платежей в бюджет, устранена многократность обложения налогоплательщиков, укреплен финансовый контроль за хозяйственной деятельностью предприятий. Около 60 налогов и сборов были объединены в основные платежи: налог с оборота, отчисления от прибыли государственных предприятий и подоходный налог для кооперативных предприятий.

Налоговая реформа ввела принципиально новый метод формирования доходов территориальных бюджетов. Так, в соответствии с Постановлением ЦИК и СНК «О республиканских и местных бюджетах» от 21 декабря 1931 г. в территориальные бюджеты стала передаваться часть государственных доходов — налога с оборота, поступлений от реализации государственных займов и др.

Передача этих средств осуществлялась в порядке бюджетного регулирования в виде процентных отчислений от общегосударственных налогов и доходов, ставших регулирующими источниками для сбалансирования территориальных бюджетов. Общность источников доходов стала важным фактором усиления связи между всеми бюджетами, входящими в бюджетную систему СССР. В дальнейшем этот принцип распространился на другие общегосударственные источники и используется поныне в действующей бюджетной системе России.

Окончательное же формирование бюджетной системы СССР связано с Конституцией 1936 г. Усиление централизации в управлении народным хозяйством и финансами государства отразилось в статье 14 Конституции СССР, где было зафиксировано, что к ведению союзных органов власти относилось не только утверждение государственного бюджета СССР и отчета о его исполнении, но и установление налогов, поступающих в союзный бюджет, бюджеты союзных республик и местные бюджеты.

Тенденция к централизации проявилась и в Постановлении СНК СССР от 10 июля 1938 г., в соответствии с которым в государственный бюджет СССР были включены местные бюджеты. В 1938 г. в государственный бюджет СССР также был включен бюджет государственного социального страхования.

Таким образом, вплоть до 1991 г. бюджетная система страны имела следующую структуру:

В зависимости от степени централизации распределение финансовых ресурсов между бюджетами менялось, что можно проследить по следующим данным:

Исторический факт
Налог на холостяцкую жизнь

21 ноября 1941 г. с целью мобилизации дополнительных средств для оказания помощи многодетным матерям был введен налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан. Этот налог не имел аналогов в истории и помимо СССР был установлен только в Монголии. Несмотря на его временный характер, вызванный сугубо демографическими проблемами СССР в послевоенный период, этот налог просуществовал вплоть до начала 90-х годов.

Читайте также