Задать вопрос

Банк заблокировал счет после перевода: почему так происходит и что делать

31.07.2025

Блокировка операций по карте физлица — это то, с чем сталкивались многие клиенты банков и раньше. Сегодня такие ситуации происходят чаще из-за усиления борьбы государства с дроперством и мошенничеством. Какие именно операции банки расценивают как подозрительные, как не оказаться в черном списке и что делать, если банк заблокировал после перевода денег ваш счет.

Признаки подозрительной операции с точки зрения банка

Банк может заблокировать перевод клиента, если заподозрит, что он сделан с целью финансирования терроризма или отмывания денег (Закон 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», он же «антиотмывочный») или же совершен в результате обмана мошенниками. Особенно если деньги переводятся по номеру телефона, по которому раньше переводов у клиента не было, или на счет человека, внесенного в базу ФинЦЕРТ — черный список Центрального банка, куда попадают те, кто был замечен в мошеннических операциях. Признаков, по которым банк может отнести перевод к числу подозрительных, много. Особенно внимательны банки к клиентам, которые не используют карту для бытовых расчетов (за коммуналку, покупки в супермаркете или аптеке и проч.), но зато по ней происходит множество других операций:

·      переводы от разных людей;

·      больше 30 операций поступления и списания средств за день;

·      частое снятие денег сразу после их поступления на счет;

·      переводы более 100 000 рублей в день и больше миллиона в месяц;

Если операция была определена банком как подозрительная, она приостанавливается, клиент при этом не может дистанционно распоряжаться деньгами на счете, пока не будет прояснена ситуация.

Что делать, если банк заблокировал счет после перевода

Если банк приостановил операцию по вашему счету и заблокировал его, выясните причину блокировки, позвонив по телефону горячей линии в банк. Обычно банки информируют клиента о блокировке счета через СМС, пуш-уведомление, по телефону или письмом на электронную почту (способ оповещения прописывается в договоре с банком) и сообщают, какая именно операция вызвала подозрение.

Напомним, что банк никогда не будет просить в сообщении перезвонить по непонятному номеру, отличному от официального номера горячей линии, и не будет давать ссылку «для разблокировки» счета — это делают только мошенники. Они подменяют в специальной программе номер своего телефона на официальный номер банка и выманивают конфиденциальные данные — якобы без них не разблокировать счет. На такие сообщения не следует реагировать.

Чтобы снять блокировку, клиенту иногда достаточно пояснить банку смысл перевода, но есть ситуации, в которых может потребоваться документальное подтверждение. Например, человек покупает у физлица подержанный автомобиль и договаривается, что часть суммы за машину он отдаст наличными, а часть переведет с карты на карту продавца после оформления договора. Если сумма перевода будет больше 100 000 рублей, банк может приостановить операцию как подозрительную. В таком случае покупателю для разблокировки платежа и счета надо будет предоставить банку договор купли-продажи автомобиля. После подтверждения личности и обоснования перевода счет будет разблокирован, а продавец получит деньги.

Но даже если вы ничего не переводили и все равно получили уведомление от банка о блокировке подозрительной операции по вашей карте, позвоните в банк и выясните ситуацию. Возможно, к вашему счету получил доступ мошенник и пытается вывести оттуда деньги. Такое может произойти, если клиент где-то скомпрометировал свою карту или потерял ее.

Иногда люди, попавшиеся на схему мошенников про «безопасный счет», добровольно переводят жуликам свои деньги по указанным реквизитам, полагая, что спасают их от кражи. Обманутый человек не только лишится денег, но может сам стать фигурантом дела о мошенничестве: «безопасный» счет, на который уйдут деньги, может принадлежать дроперу. Такой перевод банк может заблокировать как подозрительный. Особенно если перед его совершением клиент вел долгие переговоры по телефону (а мошенник может специально держать человека на телефоне, пока тот выполняет его инструкции, чтобы не дать жертве подумать).

Блокировка перевода и счета, конечно, приносит неудобства и заставляет потратить время на разбирательства с банком, но это меньшее зло в сравнении с кражей мошенниками денег с вашего счета или попаданием в черный список ЦБ, а то и в уголовное расследование. Если перевод и счет заблокированы по формальным причинам, ситуация должна разрешиться быстро. Важно обратиться в банк в течение 2 рабочих дней после блокировки. Если за это время клиент не свяжется с банком, деньги заблокируют уже на 30 дней.

Что делать для снижения риска блокировок

·      Никому и никогда не передавайте свою банковскую карту. Мошенники предлагают оформить карту и передать им за вознаграждение, а затем используют ее для вывода награбленных денег через дроперские схемы. За передачу личной банковской карты другому человеку за вознаграждение в России уже введена уголовная ответственность: штраф 100—300 тыс. руб. (или троекратная сумма дохода за 3—12 мес.), 480 часов обязательных работ, до 2 лет исправительных работ или ограничение свободы на срок до 2 лет.

·      Не выполняйте действий с деньгами по просьбе незнакомых людей.

·      Не сообщайте никому коды из СМС- или пуш-уведомлений, чтобы не скомпрометировать свою банковскую карту или не предоставить доступ к онлайн-банку мошенникам.

·      Возвращайте ошибочно переведенные на ваш счет деньги только через банк путем отмены перевода.

·      Не соглашайтесь на оплату переводом под разными предлогами (не работает терминал и проч.).

·      Если переводите родным или знакомым деньги на карту, добавляйте комментарий о цели перевода: «на подарок», «за обед», «возвращаю долг» и т. д.

«Цифровое клеймо» мошенников

Данные о гражданах, замеченных в мошеннических операциях, попадают в базу ФинЦЕРТ, которую еще называют черным списком ЦБ. Информацию туда подают банки и полиция. Если сведения о человеке поступили из МВД, ему блокируют карты, онлайн-банкинг и банковские приложения. Ели клиента в черный список внес банк, для него вводится лимит на переводы себе и другим людям — не больше 100 000 руб. в месяц. Люди, чьи данные попали в базу ФинЦЕРТ, также лишаются права работать в госорганах.

Читайте также