В Томской области зарегистрированы свыше 54 тысяч самозанятых. 60% из них при регистрации не указали вид деятельности. Из указавших 2% занимаются пассажирскими перевозками. Об этом стало известно на круглом столе по вопросам налоговых рисков в работе таксопарков.
В совещании участвовали таксопарки Томской области, представители департамента транспорта, лицензирования Томской области, а также агрегаторы такси, ведущие деятельность на территории региона.
1 сентября 2023 года вступил в силу новый закон о такси, который устанавливает правила работы для самозанятых, регулирует отношения агрегаторов и водителей.
До вступления в силу закона таксопарки с водителями должны были заключать трудовой договор или договор гражданско-правового характера. За выполненный заказ таксопарк должен был выплатить водителям зарплату или вознаграждение, удержав при этом НДФЛ и страховые взносы.
За многие годы сложилась такая практика: таксопарки в договоре с агрегаторами заявляют, что таксисты являются их сотрудниками (работниками), в то время как на деле с ними заключаются агентские договоры по перечислению средств, полученных от пассажиров через агрегаторы.
На деле таксисты фактически являются самозанятыми (потенциальными плательщиками налога на профессиональный доход) — в рамках 422-ФЗ такая деятельность признается деятельностью самозанятого. Таксисты самостоятельно выбирают время, количество и место работы, сами владеют транспортными средствами, на которых перевозят пассажиров, сами определяют качество своей работы и иное.
С 1 сентября самозанятые получили возможность быть таксистами. Закон четко определяет, что для этого нужно зарегистрироваться в качестве плательщика НПД, получить разрешение на деятельность перевозчика в региональном Дептрансе, заключить договор о получении заказов с агрегатором и т. п.
Теперь возможны несколько способов работы водителя с парком:
- в качестве ИП (сам водитель имеет право получить лицензию, сам уплачивает налоги в зависимости от выбранной системы налогообложения);
- в качестве работника — тогда таксопарк платит за водителя налоги и страховые взносы;
- в качестве самозанятого (водитель сам платит за себя налоги: 4% — от дохода при работе с физическими лицами и 6% — с юридическими лицами).
В данный момент у водителей такси есть большой выбор из существующих налоговых режимов для комфортной работы: независимая деятельность в качестве плательщика налога на профессиональный доход, осуществление перевозок в качестве индивидуального предпринимателя или же работа в таксопарке в рамках трудовых отношений.
Агрегаторы такси заявили о поддержке с их стороны всех перечисленных выше сценариев работы водителей, включая несколько вариантов применения налога на профессиональный доход (НПД).