Задать вопрос

Томичи узнают цену денег на практике инициативного бюджетирования

11.10.2018

Мария Плотникова по своей родной Пудовке в Кривошеинском районе передвигалась этим летом очень медленно. Каждый встреченный односельчанин обязательно заводил разговор про новую детскую площадку, которую должны построить в центре села.


— Как так, Мария Николаевна?! Мы-то деньги уже сдали на площадку, а ее еще нет!

Пудовцы действительно собрали весной 82 тысячи рублей, но общая стоимость игрового комплекса гораздо больше: 1,2 миллиона рублей. Главный денежный взнос должен поступить из областного бюджета в размере 996 тысяч рублей. Еще 120 тысяч должен был добавить местный бюджет. Но это произойдет только после того, как все работы будут выполнены и муниципалитет подпишет акт о приемке. Таковы общие принципы проекта инициативного бюджетирования, которое с 2017 года заработало на территории Томской области.

Зачем бюджету инициатива граждан


Не нами замечено, что некоторые россияне плохо относятся к общественному имуществу. Сломать скамейку или разбить фонарь считается у некоторых делом молодецким. И наоборот: за порядком и сохранностью имущества в своем доме, на частном подворье наши люди следят бдительно. В этом смысле бюджетные затраты на благоустройство публичных пространств часто оказываются малоэффективными: надо не только построить, например, детскую площадку, но и предусмотреть затраты на ее физическую охрану или видеонаблюдение. Получается, что затратив миллион рублей на обустройство площадки, нужно примерно столько же тратить каждый год, чтобы ее поддерживать в нормальном состоянии.

Однако если создать механизм, в котором граждане сами вкладывают свои кровные в реализацию общественно полезных проектов, то за их дальнейшую эксплуатацию можно не беспокоиться. Бабушка, сдавшая 50 рублей на обустройство сквера в центре села, пристыдит любого вандала, который соберется безобразничать. А если таких финансово вовлеченных граждан много — можно обойтись без сторожей и видеокамер.

Правда, чтобы инициативное бюджетирование заработало, надо соблюсти несколько правил. Они несложные, но всегда есть соблазн их нарушить.

1. В мегаполисах инициативное бюджетирование (ИБ) работает плохо. Население слишком атомизировано, разобщено, живет в одном месте, работает в другом, много съемного жилья, «понаехавших», поэтому мало кто воспринимает пространство вокруг как свое, домашнее. Лучше всего ИБ приживается в небольших селах и городках с населением до 35 тысяч человек или в локальных городских районах вроде Тимирязева.

2. Нельзя подменять инициативу граждан решениями местных чиновников. В небольших муниципалитетах всегда можно собрать для виду «инициативную группу граждан», которая примет любое угодное главе муниципалитета решение. Эта якобы инициативная группа может даже на бумаге внести деньги, но как правило не свои, а привлеченные как спонсорские взносы от местных бизнесменов. Такие примеры в практике ИБ по России тоже встречались. Но ничего хорошего из этих фиктивных проектов не получалось. Поэтому главное, с чего начинается любое инициативное бюджетирование, — это максимально широкое оповещение граждан и организация общего собрания или схода. Только на таком общем собрании жители большинством голосов принимают решение, что они будут делать за бюджетные и немножко за свои деньги. Каждый сдает, сколько может и хочет, лишь бы в итоге набрались требуемые 5 % от общей стоимости проекта.

3. Нельзя планировать капитальное строительство объектов для которых требуется проектно-сметная документация. Это сильно удлиняет и усложняет процесс реализации проекта, который — тоже по правилам ИБ — должен быть реализован за один год. Идеально, если плоды своих трудов и денег граждане увидят еще в теплое время года, если, конечно, речь не идет, например, об обустройстве ледового катка.

4. Если граждане помогут проекту не только рублем, но и собственным трудом, это практически 100 %-я гарантия того, что проект будет реализован и сохранен для будущих поколений, а сама практика «сбрасываться» для решения местных проблем приживется. Уже есть случаи в России, когда граждане, прошедшие через ИБ, начали реализовывать крупные многолетние проекты без всякой бюджетной помощи.

5. Бюджетные деньги должны быть потрачены на общее, а не частное благо. Если ремонтируется имущество — оно должно быть муниципальным. Если что-то создается заново, оно должно перейти на баланс муниципалитета после завершения работ. Нельзя, например, обустроить парковку на частной земле, даже если этой парковкой будут пользоваться потом все кому не лень.

В Томской области все эти правила соблюдены. Поэтому с осторожностью, но уже можно говорить, что инициативное бюджетирование на томской земле прижилось и будет действовать дальше.

На что скинулись жители Томской области?

10 «можно» и 1 «нельзя»


На что же могут потратить свои и бюджетные деньги граждане, решившие попробовать себя в инициативном бюджетировании? Можно подсыпать дороги, благоустроить сквер, парковку, отремонтировать тротуары, как решили в большинстве поселений. Можно отремонтировать местную библиотеку (как было сделано в Зырянском районе) или обустроить сквер (с. Бакчар), или усовершенствовать объекты ЖКХ и водоснабжения. Можно продлить местный водопровод или отремонтировать колодец, сделать привлекательным местный стадион.

Но, конечно, вне конкуренции детские и спортивные площадки. Редкими оказались заявки по монтажу освещения, благоустройству кладбищ, реконструкции объектов ЖКХ. Возможно, сыграла свою роль психология людей. Мол, муниципальная власть и без помощи граждан должна все это сделать.

Как это сделано


Инициативное бюджетирование начинается со схода граждан, которые большинством голосов решают: что именно они будут делать. Опросные листы обязательны. Дальше формируется инициативная группа, которая вместе с муниципалитетом готовит заявку на конкурс: сметы, обоснования, компьютерные визуализации объектов… В Томской области прием заявок шел с октября 2017-го по 10 февраля 2018-го года. Победителей определяли месяц совместно специалисты трех департаментов областной администрации: финансов, транспорта и строительства.

Еще месяц отводилось муниципалитетам, которые должны были подтвердить, что свои 10 % средств они в реализацию проекта внесут. В конце апреля 2018 года распоряжением администрации Томской области были утверждены 36 проектов-победителей. Дальше заключались соглашения между департаментом финансов Томской области и муниципальным образованием. Фактически реальная работа над проектами началась уже во второй половине мая. Так что все торопились, но не спеша.

Необходимо сделать все работы качественно, но не избежать затягивания сроков, как бывает нередко в других ситуациях — народный контроль со стороны тех, кто внес свой посильный вклад, всегда начеку. Сегодня для большинства первопроходцев в деле ИБ наступает самый ответственный этап — отчет о реализации проекта и использовании средств бюджетной субсидии, который должен быть сдан не позднее 31 декабря. 

Кто победил 


Как эксперты отбирали лучшие проекты? Во-первых, смотрели, чтобы от реализации проекта было хорошо максимальному количеству жителей. Возможно, поэтому детские игровые площадки были вне конкуренции: хорошо и детям, и родителям, и бабушкам с дедушками, и даже местной власти, у которой перестает отчасти болеть голова за подрастающее поколение.

Во-вторых, внимательно смотрели опросные листы и оценивали фото- и видеофиксацию общих собраний-сходов граждан. Чем больше людей принимало решение об участии в ИБ, тем шире общественная поддержка проекта. В-третьих, большим плюсом к любому проекту была готовность людей внести не только финансовый, но и трудовой вклад, привлечь к реализации проекта местный бизнес. Именно такое сотрудничество цементирует местные сообщества, превращает их в реальную конструктивную силу.

Казалось бы, зачем финансистам все эти дополнительные хлопоты по объявлению конкурса, отбору проектов, заключению соглашений, проверке отчетов? Работники областного департамента финансов говорят, что взялись за инициативное бюджетирование по многим причинам. Во-первых, там обеими руками за финансовую грамотность населения, чтобы люди понимали, где областной бюджет, где местный, как они формируются и как исполняются.

Во-вторых, сохранность объектов, полученных в результате ИБ, на порядок выше, чем тех, что сделаны исключительно на деньги бюджета. 
В-третьих, в муниципалитетах появляется инициатива снизу. По большому счету, это и есть самое настоящее местное самоуправление. На будущий год департамент финансов планирует продолжить реализацию проекта инициативного бюджетирования. Первый год работы доказал: механизм работает, люди довольны, а это самое важное.

А Мария Плотникова уже быстрее ходит по деревне. Работа на детской спортивной площадке кипит и будет завершена 30 сентября.

Читайте также