Оттого, кем ощущает себя старшеклассник 16-18 лет на финишной школьной прямой — богатым или бедным, в той или иной мере скажется на формировании профессионального выбора его личности. С этого возраста наступает пора принятия первых серьезных жизненных решений. Поэтому, чем являются для взрослого школьника деньги, какой ему видится роль труда в жизни человека, как он соотносит ценность труда и денег, а также каково его представление о символе успеха в жизни и средствах достижения этого успеха, предопределит течение его дальнейшей жизни.
Для учеников старших классов деньги представляют достаточно большую ценность, ведь в них они видят средство достижения многих целей — осуществление всех желаний, достижение независимости, уверенность в завтрашнем дне. В меньшей степени деньги кажутся им средством добывания новых денег, получения высокого положения в обществе и власти над людьми. И мало еще кто в этом возрасте воспринимает деньги в качестве предмета гордости или символа успеха.
Родителям взрослого ребенка необходимо поддерживать в семье такую политику, что реализация подростковых амбиций возможна не только за счет получения в будущем успешной работы и достойной зарплаты, но и в умении управлять своим личным капиталом. Формированию этого навыка у 16-18 летних школьников могут способствовать приобретение и закрепление умений активно экономить, тратить и вкладывать деньги, связывать между собой такие вещи, как цели и сбережения, формировать ответственность за себя и других, уметь вести разговоры о деньгах и строить планы на будущее. Также не помешает научить юные головы разбираться в формах выплаты заработанных денег, кредитных карточках. Кстати, идеальный вариант, — если взрослый ребенок уже сам стремится заработать свои деньги, а значит, знакомиться с таким понятием, как заработная плата.
На тему этого возраста у меня в арсенале имеется очень красноречивый пример из реальной жизни. В семье моей подруги двое детей — сын и дочь, погодки. С возраста 16-ти лет во время летних каникул они обязательно старались устроиться на работу. Как говорится, было бы желание, а вариант найдется. В их случае — девочка работала санитаркой в больнице, а мальчик разнорабочим на стройке. Когда я спросила у этого молодого человека, зачем ему была нужна работа и собственно, полученные за нее деньги, он несколько удивил меня своим ответом — мол, хотел доказать своим родителям, что чего-то стоит! Полученную зарплату он внес в общий «котел» на отпуск.
Круг интересов, связанных с финансами, у старших школьников уже примерно сформирован. Они владеют информацией об отдельных финансовых услугах, то есть в этом возрасте многие школьники самостоятельно либо с подачи родителей активно интересуются, к примеру, что могут предложить банки в плане кредитования будущей учебы в вузе или покупки автомобиля. Также не мал процент школьников в общем количестве физических лиц, пользующихся услугами интернет-банкинга. Для старшеклассника уже должно быть понятно и то, на какую информацию он, как потребитель, должен обращать внимание при подписании договоров с банками и другими финансовыми структурами, какие имеются законы, защищающие права потребителей финансовых услуг, и что делать, если они нарушаются. Как себя вести, чтобы не увязнуть в долгах при пользовании банковскими кредитами, какие риски при пользовании финансовыми услугами существуют и как ими управлять. В этом возрасте привить подростку интерес к страховым услугам и к тому, как устроены пенсионная и налоговая системы также не помешает.
Если в школе, где обучается ваш ребенок, не практикуются различные игры, семинары по финансовой грамотности, не будет лишним выяснить, где в городе проводятся подобные мероприятия, и рекомендовать ребенку посетить их. Дело в том, что книжки по финансам для самостоятельного изучения не привлекут подростка так, как живая деловая игра для старшеклассников, где рассказывается про основы личного финансового планирования, про основные инвестиционные инструменты и их применение. Не плохой альтернативой, при отсутствии возможности посещения таких занятий, могут быть интерактивные он-лайн игры со схожей тематикой.
В любом случае, какими бы не были усилия родителей и их взрослых детей в самообучении финансовому поведению, главное постоянно расширять финансовый кругозор своей семьи, на пример которой дети обязательно будут ориентироваться в своей самостоятельной жизни.
8 упражнений для развития основных навыков обращения с деньгами у ребят 16-18 лет от Джолайн Годфри — автора книги «Как научить ребенка обращаться с деньгами»
Умение экономить
Объясните ребенку систему кредитования, что такое потребительский кредит. Расскажите о том, что у каждого человека есть своя «кредитная история» — и банки обмениваются информацией, насколько честно человек выполняет обязательства договора, когда берет кредит, и что в кредите могут и отказать, если ты в прошлый раз повел себя нечестно. Обсудите с подростком, ради какой цели стоить экономить деньги. Посчитайте, сколько нужно откладывать каждый месяц, если он мечтает после окончания института приобрести собственную машину.
Умение вести счет деньгам
Пришло время ввести для ребенка ежегодный бюджет. Проводите ревизию бюджета каждый квартал. Выберите время, чтобы отпраздновать вступление ребенка в юность, и приурочьте к этому событию анализ ежегодного бюджета. Если ребенок хочет подработать на каникулах — помогите найти ему дело. Научите заполнять нужные документы и обязательно! — договор с работодателем. Объясните ему, какой процент от зарплаты у него вычитают в качестве налога и на что государство тратит полученные таким образом деньги. Познакомьте подростка с финансовой ситуацией в семье. Убедитесь, что он понимает свою роль в жизни семьи.
Умение добиваться достойной оплаты своего труда
Попросите ребенка перечислить три навыка или таланта, которые у него есть, а также плату, которую он бы считал разумной за эти навыки или таланты. Потом дайте ему возможность сравнить эту информацию с расценками в Интернете на работу людей, обладающих сходными навыками.
Познакомьте ребенка с системами оплаты за работу: сдельной, повременной, сдельно-повременной. Спросите его, какую форму оплаты он считает наилучшей. Обсудите с ребенком, как нужно вести себя на собеседовании, перед тем, как он отправится на поиски своей первой работы.
Умение тратить с умом
Дайте ребенку урок по чаевым: когда и сколько стоит платить, за какие услуги платить не надо.
Возьмите ребенка с собой, когда отправитесь совершать для семьи крупную покупку — новый телевизор, мебель. Попросите его поискать в других магазинах или в Интернете эту же вещь по более низкой цене.
Проанализируйте с ребенком тарифные планы для его сотового телефона — определите, какой для него выгоднее.
Если вы завели ребенку кредитную карту, объясните ему, как защититься от мошенничества.
Умение говорить о деньгах
Обсудите семейные планы относительно недвижимости, расскажите ребенку, на кого оформлена квартира, в которой он сейчас живет, расскажите о документах, которые это подтверждают, и как ими пользоваться на всякий случай.
Обсудите этикет встреч, как вашему сыну или дочери решать вопрос совместных расходов на дружеских вечеринках.
Попросите подростка перечислить пять самых важных причин для беспокойства о деньгах (например, что ему может не хватить денег, когда он расплачивается за обед в столовой) и вместе подумайте, как этих ситуаций избежать.
Попросите ребенка составить бюджет какого-нибудь торжества (день рождения брата или сестры и т.д.).
Умение жить по средствам
Объясните, что такое пенсия. Расскажите, какие есть способы накопить деньги в пенсионном фонде.
Попросите ребенка предположить, что его ежемесячный доход составляет 10 тысяч и 20 тысяч рублей. Предложите составить бюджет для каждого случая. Напомните ему о налогах, сбережениях.
Спрашивайте не «как ты хочешь жить?», а «каким человеком ты хочешь быть?». А затем попросите составить бюджет выбранного образа жизни.
Умение проявлять предприимчивость
Расскажите ребенку о предпринимателях, которые находчиво и оригинально осуществляли свои идеи.
Напомните ребенку о его прежних идеях, связанных с заработком денег. Подумайте вместе, что из этого получилось и почему.
Умение с помощью денег изменять мир
Попросите перечислить по крайней мере три общественных вопроса, важных для ребенка (например, помощь бездомным животным). Предложите составить план действий в поддержку тех, кто занимается решением этих вопросов.