Задать вопрос

Политика «импортозамещения» министра Витте

25.01.2017

Став в 1892 году министром финансов, Сергей Витте доказывал, что «промышленное пленение русского народа ослабляет его политическое могущество». Для быстрого развития отечественной промышленности он предлагал привлекать иностранный капитал. В ответ его обвиняли в стремлении «распродать Россию». Противостояние министра финансов и царских сановников закончилось в 1903 году.

Досье

Сергей Юльевич Витте (1849-1915). Русский государственный деятель, министр путей сообщения (1892), министр финансов (1892-1903), председатель Комитета министров (1903-1906), председатель Совета министров (1905-1906). Добился введения в России «золотого стандарта» (1897), способствовал притоку в Россию капиталов из-за рубежа, поощрял инвестиции в железнодорожное строительство (в том числе в Великий Сибирский путь). Деятельность Витте привела к резкому ускорению темпов промышленного роста в Российской империи. Противник войны с Японией и главный переговорщик при заключении Портсмутского мира. Фактический автор манифеста 17 октября 1905 года, который предполагал начало трансформации России в конституционную монархию.


Политика Витте по привлечению зарубежных капиталов стала в конце XIX века предметом жаркой (но, как это часто бывало в истории России, скрытой от широкой общественности) экономической дискуссии. Весной 1898 г. против Витте, который на тот момент занимал должность министра финансов, сформировалась оппозиция влиятельных сановников во главе с великим князем Александром Михайловичем (зятем Николая II). 

Что предлагал Витте?

Предметом спора стало разрешение английским предпринимателям эксплуатировать бакинские нефтяные месторождения. 19 мая 1898 г. противники Витте попытались провести через Комитет министров решение об ограничении права иностранных подданных на приобретение недвижимого имущества на Кавказе. Витте выступил против этого проекта и добился отклонения каких бы то ни было новых ограничительных мер для участия иностранцев в нефтяном деле, заявив, что ограничение их доступа в Россию «не только едва ли удобно в политическом отношении, но еще вредно и в экономическом и финансовом отношениях».

В феврале 1899 г. Витте представил императору доклад «О необходимости установить и затем непреклонно придерживаться определенной программы торгово-промышленной политики империи», подробно изложив в нем свои взгляды на перспективы экономического развития России и план пересмотра принципов расходования средств, получаемых Россией из-за рубежа. Царская казна активно брала на Западе «чистые» займы, которые доставались привилегированным ведомствам — царскому двору, армии, полиции, военной промышленности и т. д., а не направлялись на развитие производства. Единственным исключением было строительство на заемные средства железных дорог. Вместо этого Витте предложил привлекать заграничные инвестиции в конкретные отрасли отечественной промышленности и банки с государственным участием (например, в Русско-Азиатский банк на Дальнем Востоке).

Для реализации такой политики, указывал Витте, необходимо создать соответствующие юридические и экономические условия. В частности, снизить таможенные пошлины на иностранную технологию, урезать права военного ведомства на «закрытые для иностранцев зоны», а главное — разрешить иностранным компаниям и банкам покупать в частную собственность недвижимость, то есть здания и землю, как гарантию на вложенные капиталы.

Детали
Частная жизнь

Витте, как он подчеркивал, предпочитал политике «общество актрис». Он был дважды женат (его первая жена умерла в 1890 году) и оба раза — на разведенных женщинах. Второй свадьбе с Марией Лисаневич предшествовал скандал: они начали встречаться еще до развода. Это могло стоить Витте карьеры, так как скандальная женитьба на разведенной еврейке (хотя и принявшей православие) тогда не приветствовалась.

Получать из-за границы не товары, а деньги

Что касается самого существа политики Витте, то он сосредоточил внимание на двух важнейших сторонах — протекционизме и привлечении иностранных капиталов. То есть он предлагал увеличить таможенные пошлины на товары, ввозимые из-за рубежа, взяв тем самым под защиту отечественных производителей. И одновременно с этим открыть доступ иностранным инвесторам в российскую промышленность. Витте не отрицал, что протекционная система приводит к удорожанию товаров, поэтому требует значительных жертв от населения страны.

Он признавал, что русская обрабатывающая промышленность «еще не доросла до способности вполне удовлетворять внутреннему спросу», и поэтому населению приходится «покупать иностранные изделия по ценам, повышенным вследствие пошлин, и почти столько же приплачивать и за изделия внутреннего производства», так как цены на отечественные товары всегда стремились догнать зарубежные. В оправдание этого Витте говорил только одно: «великие задачи требуют и великих жертв». Чтобы уменьшить эти жертвы, Витте призывал ускорить «процесс образования вполне независимой национальной промышленности». Однако для этого, по мнению министра финансов, нужны были «капиталы, знания и предприимчивость», но прежде всего капиталы, ибо без них «нет и знаний, нет и предприимчивости». Отсюда вывод: раз Россия бедна капиталами, то надо искать их за границей и использовать на благо страны.

«Затруднения и мытарства» иностранных учредителей

«Весь процесс притока иностранных капиталов в Россию, — анализировал Витте сложившиеся условия для иностранных инвесторов, — происходит под самым контролем правительства, как центральных его органов, так и местных, от усмотрения коих и создания общественной пользы и зависит усиление или сокращение или даже полное прекращение этого притока. При таком положении можно говорить скорее о слишком большом подчинении иностранных капиталов, рискующих направлять в Россию, ее властям, о слишком серьезных ограничениях свободы их обращения, нежели об опасности, что у правительства, имеющего право в любое время прекратить действие иностранной компании, не достанет средств побороть ее вредное значение, если оно когда-либо проявится. 


Между прочим, именно вследствие тех затруднений и мытарств, которые приходится претерпевать иностранным учредителям в России, всевозможных ходатайств, прошений, которые приходится подавать и в губернские и в центральные учреждения, постоянной зависимости не только от закона, но и от административных учреждений прилив иностранных капиталов в Россию, несмотря на его оживляющее и производительное значение для всего нашего народного хозяйства, имеет еще слишком небольшие размеры».

На совещании министров, состоявшемся под председательством императора 17 марта 1899 г., Витте удалось отстоять основы проводившейся им экономической политики. Однако противники привлечения иностранных капиталов не сложили оружия, и полемика с ними не утратила свою остроту. Поэтому уже в самом начале 1900 г. Витте вновь поставил вопрос о необходимости покончить с ограничительными мерами, встречающимися на пути действующих в России иностранных капиталов. 

Подробности

Объединение дорог и унификация тарифов

Свою карьеру Витте начал в железнодорожном деле. В 1883 году вышла его книга «Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов», он проводил передовую для того времени маркетинговую политику (реорганизовал тарифы, ввел практику выдачи ссуд под хлебные грузы и т. д.). На госслужбу перешел по личной просьбе царя Александра III. При Витте государство стало выкупать частные железнодорожные ветки, объединяя их в единую сеть. Став министром финансов, поднял вопрос о форсировании строительства Транссибирской магистрали. В тот момент темпы строительства были таковы, что оно могло растянуться на многие десятки лет.

Индустриализация за счет зарубежных капиталов

В представленном царю в феврале 1900 г. докладе Витте призывал спешно развивать промышленность, подчеркивая, что «бедность капиталами» ее задерживает и Россия очень отстала, хотя «по быстроте и силе» промышленного роста «стоит впереди всех иностранных экономически развитых государств». Витте доказывал, что «если страна не богата собственными капиталами, а в них настоятельно нуждается и государство, и промышленность, то нет другого выхода из такого положения, как привлечение капиталов из-за границы… Этот процесс прилива чужих более обильных, а потому и более дешевых сбережений, по своим широким размерам новый для России, у многих вызывает некоторую тревогу именно вследствие своей новизны.

Между тем история всех современных богатых стран показывает, что первоначально развитием своей промышленности они были обязаны в значительной мере притоку иностранных сбережений и предприимчивости иностранных капиталистов». Он ссылался на пример Англии, Соединенных Штатов Америки и других государств, добившихся создания своей промышленности с помощью иностранных капиталов. В то же время Витте предсказывал потерю Россией самостоятельности и положения великой державы, если в течение ближайших десятилетий русская промышленность окажется не в состоянии «своими продуктами покрыть» не только внутренние потребности, но и потребности азиатских стран, которые, по его мнению, находятся или должны находиться под влиянием России. 

Факты
Мир с Японией

Летом 1905 года направлен императором в США для заключения Портсмутского мирного договора с Японией. За успешное заключение мира ему было пожаловано графское достоинство. Так как в результате Японии перешла половина Сахалина(она претендовала на весь), получил шутливое прозвище «граф Полусахалинский».

«Силою не оружия, а торговли»

«Владычество метрополий над колониями, — писал Витте, — укрепляется ныне всего более силою не оружия, а торговли, и слуге вашего величества неотрадно думать, что, может быть, медленный рост нашей промышленности затруднит выполнение великих политических задач монарха, что продолжающееся промышленное пленение русского народа ослабляет его политическое могущество, что неполнота экономического развития может повлечь за собою и политическую, и культурную отсталость страны».

Таким образом, Витте связывал экономическое развитие России при помощи иностранных капиталов с активной борьбой за рынки сбыта на Востоке, рассчитывая, что в течение нескольких лет русская промышленность достигнет высокого уровня развития и сумеет занять там прочные позиции. А это сделает русские товары не только конкурентоспособными на международной арене, но и даст возможность «проценты на капиталы, полученные в Европе, выплачивать из выручки от вывоза в Азию».

Именно такая позиция в конечном итоге во многом предопределила судьбу Витте и его реформ. Почти вся царская «номенклатура» выступила категорически против столь «рискованных» начинаний. Сановники обрушились на Витте с обвинениями в стремлении «распродать Россию». Царь попытался пойти на компромисс, разрешив продажу недвижимости иностранцам за пределами «военно-стратегических районов», в которые входили Дальний Восток, Средняя Азия, Закавказье, Молдавия, Западные Украина и Белоруссия. Однако в конце концов продажу земли иностранцам повсеместно запретили. В целом предложения Витте были «похоронены», а их автор впал в немилость. В 1903 г. ему была предложена должность председателя комитета министров, которая фактически являлась почетной отставкой. 

Детали
Подстаканники в поездах появились при Витте

Подстаканники современной формы в металлическом окладе появились в поездах с 1889 г. Работники железной дороги, проводники и пассажиры по достоинству оценили преимущество новой посуды для чаепития: в качке двигающегося по рельсам состава подстаканники оказались куда устойчивей обычных стаканов и кружек.

Читайте также