Задать вопрос

Обман в автосервисе: клиент всегда лох?

15.09.2022

Ситуация в отечественном автопроме не дает поводов надеяться, что мы сможем часто покупать и менять автомобили. Значит, в ближайшие годы на первый план у автовладельцев выйдет проблема качественного ремонта машин. С помощью экспертов разбираемся, как не ошибиться с выбором и что ждет томский рынок авторемонта в кризис.

«Отзывы в интернете пишутся на заказ»

Официально в Томске работают более 300 всевозможных мастерских, СТО и центров обслуживания автомобилей, не считая нигде не зарегистрированных подпольных «шарашек». Мы обратились за помощью к владельцу автосервиса Вячеславу Гринько (фамилия изменена по просьбе героя), чья мастерская расположена на улице Елизаровых в Томске.

Часто клиенты выбирают автосервис, глядя на внутреннюю обстановку мастерской и внешность мастера. По словам владельца автосервиса, людям кажется, что эти мелочи гарантируют высокий уровень обслуживания их машины. 

— Цивильная атмосфера не гарантирует нормальный сервис, и в чистеньком легальном боксе вас легко разведут на деньги, а какой-нибудь замызганный знакомый механик из скромного гаража по соседству сделает вам ремонт почти за копейки, просто по знакомству, — считает Вячеслав. — Иногда приходилось слышать от клиентов на дорогих машинах: «Вы всерьез надеетесь, что я оставлю свою тачку за 5 миллионов хотя бы на сутки в вашем бардаке?»

На помощь автовладельцу приходит интернет, где каждый может оставить свое мнение об уровне оказанных услуг.

— Никогда не сомневайтесь, что большинство положительных мнений на «Флампе» и в других мессенджерах и соцсетях пишут сами владельцы автомастерских или их персонал и родственники. За десять лет в этом бизнесе я убедился в законе подлости: если клиент уехал довольный, он никогда не напишет о тебе хороший отзыв. Зато если чем-то задет, обязательно настрочит негативный комментарий, — говорит собеседник. 

«Девять из десяти не догадываются, как их обслужили»

Способов жульничества масса, и 9 из 10 автовладельцев никогда не знают, как их разводят. Элементарный способ — тянуть время: мастер делает вид, что у него много работы, а ремонт предстоит сложный, «выявляется» масса новых «проблем», за которые, естественно, тоже надо платить. С особенной охотой обманывают женщин.

— Для бывалого механика владелицы автомобилей, особенно дорогого класса, — настоящая золотая жила: все видят в них легкий и постоянный источник дохода. Единственный верный способ — дать понять, что обманщик может нарваться на проблемы: хотя бы изредка наведываться в свой автосервис с мужчиной, хорошо знакомым с устройством автомобиля, — рассказывает Вячеслав.— Перед тем как обратиться в автосервис, поищите информацию о выявленной проблеме в интернете, ознакомьтесь с ценами на ремонт, постарайтесь в отзывах узнать, кто в городе справляется с такой задачей лучше.

— Требуйте письменную гарантию от автосервиса с полным перечнем выполненной работы, сроками и т. д. Не платите за то, о чем не договаривались заранее письменно, проверяйте чеки, а по окончании ремонта сделайте контрольный осмотр в другой мастерской.

Всегда сохраняйте у себя замененные запчасти, а также упаковку от новых деталей, которые вам установили (либо которые вы купили сами для замены). Если вас интересует ход ремонта, присутствуйте при нем лично, как бы это ни раздражало автомеханика. По закону вы имеете полное право не только потребовать обратно замененные детали, но и проверять качество работы в производственных помещениях, не вмешиваясь в деятельность исполнителя, при соблюдении всех норм техники безопасности.

Немецкий автомобиль из китайских запчастей?

Есть автолюбители, полагающие, что единственный способ уберечься от обманов — обслуживаться у официальных дилеров, на авторизованных СТО. Увы, но и это не спасет от некачественного сервиса. К тому же в условиях новых санкций поставки «родных» немецких, японских, корейских и американских запчастей либо вовсе прекращены, либо ожидают параллельного импорта.

— Сегодня в России все японские, немецкие и прочие запчасти оригинальных производителей на исходе, оптовики распродают остатки со складов по бешеным ценам. Но ожидать коллапса на рынке авторемонта не стоит: Китай ухитряется выпускать комплектующие (от двигателя, до колес, кузова и бортовой электроники), из которых можно практически полностью собрать любой немецкий или японский автомобиль. Важно знать, какие детали получаются у конкретного китайского производителя хорошо, а какие не очень. Качественное изготовление одной запчасти не означает, что другие он делает на том же уровне. Опытный автомеханик знает, что и у кого нужно закупать, — рассказывает Вячеслав Гринько.

Безусловно, это значительно затрудняет будущее автовладельцев: когда на рынок выплескивается масса аналогов разной степени качества (как правило, с тенденцией к его снижению), да еще и полулегально, втридорога, с усложненной логистикой и абсолютным отсутствием гарантий производителя, надеяться на легкое существование не приходится.

— По закону за качество услуг, в том числе установленных комплектующих, раньше отвечали официальные автодилеры. Сегодня, когда иностранные заводы-изготовители отстранены от ответственности ввиду их отказа работать на нашем рынке, все претензии возложены не на их официальных дилеров, а на автомастерские, которые устанавливают вам полученные разными способами запчасти. Мягко говоря, это не очень здоровая ситуация, но иного выхода не предложено, — считает Гринько.

В обозримом будущем подержанные детали, перелицованные кузова, самостоятельно изготовленные расходные материалы и прочий ширпотреб совместно с мастерством наших кустарей-одиночек — это реальность, которой практически невозможно избежать. Но не следует думать, что это необычайно обогатит владельцев автосервисов.

У клиентов, сталкивающихся с крупным обманом в этой сфере услуг, есть последние союзники — обращение в суд и закон «О защите прав потребителей». В Томске уже фиксировались случаи, когда автомастерские с запятнанной репутацией просто регистрировали новое название, меняли локацию и продолжали свой бизнес.

Теги:

Читайте также