В преддверии Нового года в соцсетях появилась реклама от недобросовестных компаний, предлагающая «воспользоваться подарком от государства» и списать долги путем банкротства. На это обратили внимание в Роскачестве.
«Процедура преподносится недобросовестными компаниями как панацея, не несущая никаких негативных последствий, а только сплошные плюсы и избавление от долгов. Банкротство рекламируется весьма агрессивно, в такой форме, как если бы это была не ограничивающая гражданина в правах рискованная процедура, а обычная услуга наподобие банковской, к тому же весьма выгодная», — отмечают в ведомстве.
Признание гражданина банкротом может повлечь за собой ряд неблагоприятных последствий, напоминают эксперты:
1. Может быть ограничено право гражданина на выезд из страны.
2. Признанный банкротом не сможет лично открывать банковские счета и вклады в кредитных организациях и получать по ним деньги.
3. В течение пяти лет гражданин не может взять кредит/заем без указания на факт своего банкротства, а также повторно заявить о возбуждении дела о признании его банкротом.
4. Банкрот не вправе занимать должности в органах управления юрлица или иным образом участвовать в его управлении в течение 3, 5 или 10 лет, в зависимости от типа организации.
Самое главное: освобождение от долгов возможно только после завершения расчетов с кредиторами. При этом все имущество гражданина, признанного судом банкротом, за исключением того, на которое не может быть обращено взыскание, включается в конкурсную массу для последующей реализации и расчетов с кредиторами.
«В данном случае рекламу услуг банкротства в соцсетях можно считать недобросовестной, так как она не содержит информации о рисках и подает сведения исключительно в формате, привлекательном для потребителей (обещание «полностью избавить от кредитных долгов», «списать все долги»)», — подчеркивают специалисты.
В судебной практике есть прецедент (октябрь 2020, самарская ФАС), когда даже сама формулировка «законное списание долгов» была признана нарушением Закона о рекламе.
Так как использование такой формулировки «может создать у потребителя ошибочное ощущение легкости данной процедуры, ошибочное представление о финансовых и временных затратах», что «искажает смысл информации и вводит в заблуждение потребителей рекламы».
Роскачество призывает граждан с осторожностью к обещаниям рекламных объявлений в соцсетях о списании долгов. В случае возникновения непростой ситуации с финансами лучше проконсультироваться с независимыми юристами.