Известный на всю страну томский скульптор рассказывает о том, как в 13 лет работал водогреем, а копилку завел только в зрелом возрасте, почему в 90-е ездил зайцем, а сейчас в магазин ходит с банковской карточкой. А также о том, как к нему попадает брендовая одежда и что считать турпоездками.
Досье
Леонтий Андреевич Усов родился в 1948 году. Заслуженный художник России, почетный академик Российской академии художеств, основатель Томской гильдии художников, председатель жюри международного фестиваля-конкурса «Праздник Топора». В основном работает с деревом. Специализация — образы известных людей: писателей, поэтов, артистов, режиссеров, философов.
Автор более 700 работ, представленных в 27 музеях России и мира. Усовские скульптуры также украшают частные коллекции, в том числе Путина, Горбачева, Евтушенко. У Леонтия Усова десятки персональных выставок, среди которых «Идолы русского рока» (Москва), «Звезды Голливуда» (Лос-Анджелес), «К 150-летию Чехова» (в Лондоне и Ливерпуле). За серию портретов классиков отечественной литературы Римма Казакова вручила Усову билет почетного члена московской писательской организации.
Всероссийскую известность мастеру принесла скульптура «Антон Павлович Чехов в Томске глазами пьяного мужика, лежащего в канаве и не читавшего «Каштанку», установленная на набережной Томи в 2004 году к 400-летию Томска. Невысокий бронзовый памятник вызвал множество споров, протестов и недоумений, но в конце концов стал считаться визитной карточкой города. Усов также является автором памятника футбольному болельщику, установленного на трибуне томского стадиона «Труд».
В творческой биографии Усова немало интересных страниц: Леонтий Андреевич служил актером в театрах Ачинска, Брянска, Горно-Алтайска, Йошкар-Олы, Твери, Томска. Создатель (вместе с журналистом Виктором Ниловым) театра «Томский МХАТ» (Махонький художественный асимметричный театр). Именем Усова назван сквер в Томске — около трамвайной остановки «Улица Чкалова».
— Была ли у вас по советским меркам обеспеченная семья? Родители учили бережному отношению к деньгам и как именно?
— Пока отец был жив, мы жили в достатке, вели хозяйство. У нас были коровы, свиньи, овцы, куры, кошки, собаки. После смерти отца мать воспитывала нас одна. Я учился тогда в 5-м классе. В семье было 8 детей, я — седьмой. Специально экономить не приучали, все понимали и без этого, что нужно беречь копеечку. Младшие донашивали за старшими…
— Получали на карманные расходы? Вам хватало?
— Карманные расходы — такого понятия не было. С 13 лет я пошел работать водогреем на нижний склад и все заработанные деньги отдавал матери — до копейки.
— Была ли в детстве копилка?
— Нет. Зато теперь есть! При входе в мастерскую висит огромный керамический кувшин «На чай» (улыбается).
— При выборе профессии брали в расчет ее возможную материальную выгоду?
— Нет, конечно. Искал работу по душе, мечтал стать великим артистом. Когда я был актером, то всегда нуждался, а когда стал скульптором, востребованным, то начал зарабатывать неплохие деньги, заказов было много.
— Что значит «нуждались»? Как часто нехватка денег становилась большой проблемой и приходилось ли занимать? Был ли день «без копейки денег»?
— Мы никогда не старались специально экономить, копить деньги никогда не умели. Когда были актерами, не просто нуждались — можно сказать, жили в нищете. Нехватка денег постоянно была большой проблемой: мы занимали, на общественном транспорте приходилось ездить зайцами. Это касается в большей степени советского времени и начала 90-х годов.
— Охотно ли одалживаете другим?
— Когда начал зарабатывать хорошие деньги, то часто одалживал и забывал, не требовал вернуть долг.
Сколько трачу — не считаю
— Выгодна ли сегодня работа с деревом?
— Если ты востребован, если делаешь настоящее, большое искусство, которое и понимают, и принимают, то материал не важен. Ты просто работаешь. И можешь зарабатывать.
— Наилучший способ монетизации дара скульптора — это…?
— Получать регулярно заказы (улыбается).
— Считаете ли себя обеспеченным человеком?
— Сейчас — нет. Много денег не бывает никогда. Тем более сегодня, когда искусство переживает трудные времена. Да и в целом в стране весьма непростой период…
— Имеете ли вещи, семейные реликвии, которые для вас дороже любых денег?
— Нет, ни семейных реликвий, ни других ценностей не имею. За исключением приличной коллекции живописи и, естественно, моих скульптур.
— Что предпочтительнее для вас — наличные или безналичные деньги?
— И то, и другое. В магазин хожу с карточкой!
— Фиксируете, сколько тратите?
— Учет потраченных средств не веду, а заработанных — веду!
— Как часто позволяете себе траты в удовольствие — на рестораны, турпоездки, брендовую одежду, спонтанный шопинг?
— Раз в неделю хожу со своей любимой в ресторанчик. Мне очень нравится итальянская кухня, обожаю римскую пиццу! Шопинг — это то, что я просто ненавижу. Поэтому брендовую одежду донашиваю после своего модного друга Паши (улыбается). Что касается турпоездок… Езжу по миру со своими выставками — чем не туризм?
— По вашему мнению, должны ли сегодня люди хотя бы минимально знать искусство управления личными финансами, уметь обращаться с ценными бумагами, контактировать с кредитными организациями?
— Разумеется, все должны быть финансово грамотны, сегодня это просто необходимо. Увы, мне самому разобраться в денежных, экономических вопросах не дано, все это пролетело мимо меня. Кредиты никогда не брал. Так что детям финансово грамотное поведение не прививал, поскольку в этом деле полный профан.
— А кто сегодня должен знакомить людей с финансовой грамотностью — семья, школа, государственные институты?
— Все институты общества. И сама жизнь.
Искусство важнее денег
— Родным и близким помогаете определиться с профессией? Не секрет, что разные специальности имеют разные перспективы для профессионального и финансового развития.
— Я уже отметил, что тема перспектив финансового развития — это вообще не про меня. Я мечтал, чтобы дети стали актерами и занимались искусством, не думая о доходах.
— В последнее время начинают говорить о необходимости самостоятельно копить деньги на период жизни после окончания трудовой деятельности. Что вы об этом думаете?
— Никогда денег не копил. Не умею это делать, поскольку не считаю, что деньги — главная цель в жизни.
— А что главное?
— Главное — великое бесконечное искусство. Все в мире тлен, и лишь искусство вечно. Замечательный лозунг, по-моему!
— Есть ли у вас знакомые миллионеры? Отмечаете ли, на что тратят деньги отечественные олигархи?
— Друзья-миллионеры есть, деньги они тратят на поездки, дорогие покупки, хорошее вино, женщин. Многие занимаются благотворительностью. Миллионеры все разные. К примеру, знаю, что есть миллионер, который является церковным старостой…
— Меркантилизм — путь к успеху или позорному столбу?
— Меркантилизм может иметь любой исход — и успех, и позорный столб. Не считаю меркантильность позорным качеством, но мне оно не свойственно.
— Подаете ли нищим?
— Всегда! За что меня всякий раз ругает моя любимая женщина… (улыбается)
— Вернется ли в русский язык слово «негоциант»?
— Вы угадали, я люблю старые дореволюционные слова вроде того же «негоцианта», но не думаю, что они вернутся в нашу речь. Нынешнее время рождает много новых определений родом из английского словаря.
— Как вы сегодня определяете свое отношение к деньгам?
— Их вечно не хватает!
— В таком случае скажите, от чего бы вы отказались даже за 100 миллионов евро?
— Взял бы 100 миллионов евро и ни от чего не отказался бы, потому что это же вопрос гипотетический! (смеется)