Задать вопрос

Как женщины в Российской империи боролись за свои свободы

17.05.2022

Отмена крепостного права дала толчок к активному развитию женских обществ. Почему их главным политическим требованием был доступ женщин в университеты? Как женщины из разных сословий добивались экономической независимости и как ее отстаивание превратилось в борьбу за избирательные права?

«Крепостные женскаго пола»

В начале XIX века в Российской империи действовало крепостное право. Крепостных крестьянок тогда не подсчитывали, во время ревизий фиксировали только «душ мужеского пола». Первую настоящую перепись провели в 1857—1859 гг., когда Александр II готовил крестьянскую реформу. Выяснилось, что в стране проживало около 12 000 000 «крепостных женскаго пола».

Как жили крестьянки до отмены крепостного права? Они были приложением сначала к семье родителей, потом к семье мужа. Крестьянский дом был своего рода артелью, где всех связывали хозяйственные отношения. Жена сына приходила как новая рабочая единица и получала ряд обязанностей. За плохую работу девушку били и старшие женщины, и муж, и отец мужа, и даже его братья. Крестьянки тяжело работали, даже во время беременности.

Отмена крепостного права дала крестьянкам некоторые свободы. В 1877 г. публицист Фёдор Скалдин писал: «При крепостном праве мужик делал с бабою, что хотел, истощал ее непосильною работой, куражился над нею, часто забивал ее до полусмерти. Теперь женщины стали поднимать голову, как и младшие в семье».

Вдовы стали подавать в суд и требовать себе часть имущества после смерти мужей. Дочери получали часть наследства от семьи, даже если у них были братья. Замужние крестьянки, которые лучше мужей справлялись с хозяйством, брали на себя руководство. Они даже представляли свои семьи на сельских сходах, где решали вопросы жизнеобеспечения деревни. Прежде это было невозможно.

Крестьянские девушки. Российская империя, 1909 год. Сергей Прокудин-Горский Крестьянские девушки. Российская империя, 1909 год. Сергей Прокудин-Горский

Вписана в паспорт мужа

Отмена крепостного права открыла для крестьянок новый жизненный сценарий — переезд в город. Но осуществить это было сложно: чтобы уехать на заработки, требовался паспорт. Документы женщинам выдавали редко, обычно их просто вписывали в паспорта мужей. Чтобы получить паспорт, сначала крестьянка добивалась официального разрешения от родителей или мужа, потом убеждала сельский сход ходатайствовать за нее перед губернскими властями. Но в паспорте все равно могли отказать. Только с началом Первой мировой войны, когда мужчин стали массово призывать на фронт, женщинам начали выдавать паспорта без разрешения супруга. Документы тоже одобряли намного чаще, потому что фабрики и заводы нуждались в новой рабочей силе.

Городской образ жизни разрушал патриархальный уклад общества. Женщины приезжали в город и узнавали, каково это — жить отдельно от семьи, самим обеспечивать себя, а иногда и детей. Однако работа на заводах и фабриках была такой же тяжелой, как и труд в поле, а смены могли длиться по 16 часов. Крестьянки еще не задумывались об условиях своего труда, не спрашивали, почему их зарплаты в 1,5—2 раза ниже, чем у мужчин, почему им не обеспечивают безопасность на производстве, не открывают детские сады для их детей. Обо всех этих проблемах заговорили образованные женщины из среднего и высшего сословий.

Женщины без образования

Отмена крепостного права неожиданным образом повлияла на жизнь дворянок. Когда дворянские гнезда начали беднеть, небогатые дворяне шли на госслужбу или получали высшее образование и профессию. Дворянки тоже столкнулись с необходимостью обеспечивать себя. Многие женщины переезжали в Петербург, но в столице понимали, что не знают, как себя прокормить.

Недостаток образования ставил женщину в уязвимое положение, а система женского образования того времени не давала никаких полезных для самостоятельной жизни знаний. Например, в Смольном институте благородных девиц обучали, как вести себя в светском обществе и как быть матерью. А с домашним образованием девушки могли устроиться только гувернантками.

Приезд гувернантки в купеческий дом. Художник Василий Перов, 1866 год Приезд гувернантки в купеческий дом. Художник Василий Перов, 1866 год

История женского образования началась в 1858 году, когда в Петербурге открыли первую гимназию для «девиц всех состояний». Затем по примеру этой гимназии создали еще несколько. Учили языку, истории, географии, арифметике, физике. К 1870 году там обучались почти 30 000 девочек из разных сословий.

Взрослых женщин обучали в воскресных школах. Их активно открывали в 1859—1862 гг. благодаря усилиям общественно-педагогического движения. Состоятельные женщины не только организовывали и финансировали воскресные школы, но и преподавали в них, нанимали своих подруг и единомышленниц. Это обеспечивало некоторое количество рабочих мест для дворянок. После окончания воскресной школы женщина могла рассчитывать на работу телеграфистки, кассира, бухгалтера, некоторые делали гравюры, устраивались ретушерами и часовщицами. Эта работа оплачивалась лучше, чем труд прачки или швеи, при этом была легче, чем работа на фабрике или заводе. Однако таких рабочих мест было недостаточно. Дворянок подобные профессии не всегда устраивали: они хотели издавать журналы, проектировать дома, лечить людей, но для этого требовалось профессиональное образование.

Мои университеты

Двери университетов были закрыты для женщин, но с начала 1860-х годов некоторые дворянки стали приходить на лекции как вольные слушательницы. Со временем их становилось все больше. В 1863 г. почти все университеты империи проголосовали за допуск женщин к высшему образованию, но министр просвещения отклонил предложение.

Дворянки отправились в иностранные университеты. Уезжали преимущественно в Швейцарию, где власти придерживались прогрессивных взглядов на равенство полов. В 1873 г. правительство попыталось вернуть из-за границы больше ста русских студенток. Девушек, учившихся в Цюрихском университете, призвали вернуться в Российскую империю до 1 января 1874 г., пригрозив запретом на профессиональную деятельность. При этом власти не могли предложить девушкам с высшим образованием достойную работу, которая соответствовала их знаниям и навыкам.

Только самые обеспеченные и упорные женщины могли позволить себе обучение за границей. Поэтому дворянки продолжали биться за высшее образование в своей стране. В 1867 г. журналистка Евгения Конради обратилась к членам всероссийской конференции ученых с запиской о необходимости научного образования для женщин. На съезде посочувствовали положению женщин, но сообщили, что не могут помочь. В следующем году по примеру Конради 400 женщин отправили заявления ректору Санкт-Петербургского университета, который присутствовал на той конференции. Они просили устроить в университете «лекции или курсы для женщин». С 1869 г. начали открывать первые такие курсы. Эксперименты длились долго, и только в 1878 г. открылись Бестужевские курсы, программу которых приравняли к университетскому образованию. Потом курсы появились в Киеве, Казани, Томске. Количество слушательниц росло с каждым годом, курсы прошли почти 7 000 женщин.

К началу ХХ века существовали юридические, технические, строительные, сельскохозяйственные курсы для женщин. Они были платными, слушали их в основном девушки из обедневших дворянских семей. Чтобы оплатить обучение, дворянки давали уроки, комнаты снимали вместе и спали по графику.

Курсистка. 1883 год, художник Николай Ярошенко Курсистка. 1883 год, художник Николай Ярошенко

Особенно дорогим и тяжелым было обучение на медицинских курсах. В 1872 г. в Петербурге по инициативе военного ведомства неожиданно открыли Высшие женские медицинские курсы с такой же программой, как у мужчин. Практику выпускницы начали в полевых условиях: в 1877 г. Российская империя вступила в войну с Турцией. Война показала, что женщины отлично справлялись со своей работой. Однако в мирной жизни даже этот опыт им не помог. После окончания курсов женщинам не выдавали дипломы, а их жалование было ниже, чем у мужчин.

Первый медвуз, в котором женщины смогли получить официальное высшее медицинское образование, открылся только в 1895 г. Туда могли поступить без экзаменов все девушки, окончившие 8 классов. Обучение было трудным, некоторые студентки просто не доживали до выпуска, но желающих учиться там все равно было больше, чем мест.

Ни медицинские курсы, ни обучение в медвузе почти не финансировались государством. Большую часть расходов оплачивали из пожертвований, которые собирали активистки.

Учительница младших классов с ученой степенью

Софья Ковалевская была первой в мире женщиной, добившейся ученой степени по математике, а потом по философии. Она получила образование в Германии. Отец Софьи был против обучения дочери, а для оформления загранпаспорта требовалось разрешение отца или мужа. Девушка организовала фиктивный брак с молодым ученым, и они вместе уехали из страны. Когда Ковалевская защитила диссертацию и вернулась в Российскую империю, ей предложили преподавать арифметику в младших классах гимназии в Петербурге. Она отказалась, в 1884 г. уехала из страны и стала преподавать на кафедре математики в Стокгольмском университете.

Софья Ковалевская в 1880 году Софья Ковалевская в 1880 году

Бизнес и благотворительность

Активистки, поддерживавшие женское образование, открывали также коммерческие и благотворительные женские организации. В 1860 г. в Петербурге открылось Общество для доставления дешевых квартир и других пособий нуждающимся жителям Санкт-Петербурга. Общество создали дворянка Надежда Стасова, дочь декабриста Мария Трубникова и Анна Философова из богатой купеческой семьи. Они снимали квартиры за восемь рублей, а сдавали нуждающимся (вдовам, мещанкам с детьми) за пять. Стасова была главной смотрительницей, следила за оплатой, здоровьем подопечных, ограждала женщин с детьми от мужей-пьяниц. Это был своего рода кризисный центр для женщин. Но вскоре арендная плата в пять рублей стала непосильной для большинства подопечных, и для них стали искать работу. Общество добилось от Минобороны подряда на пошив 100 000 мундиров. Но женщины работали на дому, где шитью мешали дети, поэтому часто портили заказы. Чтобы занять детей, Надежда Стасова устроила для них школу, а для самых маленьких организовала при Обществе один из первых детских садов в стране.

Активистки преследовали не только благотворительные цели, но и образовательные. Они открыли школу для своих подопечных, где рассказывали в том числе о положении женщины, об устройстве общества и необходимых реформах. Но понимания или отклика от обедневших горожанок активистки не получили. Разочаровавшись в этой аудитории, Стасова, Трубникова и Философова не оставили благотворительный проект. Нуждающихся женщин по-прежнему обеспечивали работой и жильем. За 20 лет работы Анна Философова увеличила уставной капитал Общества с 500 рублей до 77 000. Просветительскую работу активистки сосредоточили на девушках, которые приезжали в Петербург в поисках образования и были готовы менять свои жизни.

Владеть умами

В 1862—1863 гг. Стасова, Трубникова и Философова создали Женскую издательскую артель или Артель переводчиц — первое и единственное женское издательство в империи. Надежда Стасова писала, что артель преследовала несколько целей: «Полезное чтение, в котором нуждалось юное подрастающее поколение. Доставление труда женщинам. Удовлетворение потребности женского заработка». В артель вступили переводчицы, переплетчицы, художницы — всего 36 женщин.

Учредительницы артели планировали зарабатывать на обучающей литературе и детских книгах (их в то время было очень мало). Артель впервые перевела на русский язык и издала полное собрание сказок Андерсена, они же издали «Сказки Кота-Мурлыки» русского писателя Николая Вагнера. Большое внимание переводчицы уделяли литературе по «женскому вопросу» для всех возрастов. Они перевели и издали роман «Маленькие женщины» Луизы Олкотт, выпустили книгу немецкого экономиста Дауля «Женский труд». Распространяли эти книги в «идейных» магазинах Петербурга.

Правительство не приветствовало издание книги Дауля в Российской империи и не поддерживало создание женской издательской артели. Артель работала неофициально. Главное управление по делам печати в 1869 г. отказало активисткам в регистрации женского товарищества на паях. Тогда Стасова и Трубникова просто зарегистрировали артель как частное предприятие, хотя она продолжала действовать как товарищество на паях. Когда правительство стало закрывать другие артельные проекты интеллигенции, частный статус издательства спас его. Оно проработало до 1879 г. Потом власти стали давить на «идейные» книжные магазины и ликвидировать их. Женщинам больше негде было реализовывать свою продукцию, и издательство закрылось.

Книги Женской издательской артели Книги Женской издательской артели

Не могу жить одна — дадут желтый билет

В 1895 г. появилось Русское женское взаимно-благотворительное общество. Одна из учредительниц, Анна Шабанова, мечтала создать женский клуб по типу джентльменских, которые были центрами общественной и политической жизни. Но для клуба женщины не смогли даже снять квартиру — никто не хотел сдавать площади под такое диковинное заведение. В итоге женщины назвали свое объединение благотворительным и при помощи фрейлины Озеровой добились от Министерства внутренних дел официального одобрения. Однако затрагивать сферу политики им запретили. Женщины согласились, но неофициально Общество разделилось на несколько учреждений. В одних занимались образовательными инициативами (здесь можно было повысить квалификацию, пройти курсы), в других — политическими вопросами (изучали условия женского труда и добивались изменений в трудовом законе). Большинство учреждений внутри общества действительно занимались благотворительностью: женщины открыли детский сад для детей «интеллигентных тружениц», для детей из бедных семей и приютов шили одежду. А еще здесь создали своеобразные общежития для образованных женщин, которые хотели жить самостоятельно. В то время проживать одной было не только дорого, но и неприлично. Если женщина снимала квартиру одна, ее могли обвинить в том, что она «падшая», и принудительно выписать желтый билет — медкарту, которая была основным документом зарегистрированной проститутки.

Равные в своем бесправии

Женское движение долго говорило только о правах на образование, труд и экономическую независимость и не затрагивало политические права. Это было объяснимо: до революции 1905—1907 гг. в Российской империи не было избирательной системы, парламента, поэтому и мужчины, и женщины были политически бесправны. В 1905 г. революция поставила вопрос об избирательных правах. В первой Думе сразу заговорили об участии женщин в выборах, но ни одна партия не приняла в свою повестку этот вопрос. Консерваторы говорили, что в парламент придут революционерки, а либералы опасались, что крестьянки и работницы поддержат консервативный курс развития страны. С этого момента в Российской империи появились суфражистки (от фр. suffrage — избирательное право). Они создали Союз равноправия женщин, за год в него вступили 8 000 человек по всей стране. Участницы Союза разработали проект о женском равноправии и 20 июля 1906 г. направили его в Госдуму. Но уже 22 июля ее распустили. Когда созвали вторую Думу, Союз снова провел кампанию за женское избирательное право. Появилась Женская прогрессивная партия, женщины начали издавать политические журналы.

Когда активистки увидели, что эти способы не работают, они потребовали избирательные права на митинге. Первый женский политический митинг прошел весной 1905 г. в Таврическом саду. Митинг не разгоняли, потому что активистки получили одобрение от правительства.

В 1906 г. женщины Финляндии (тогда была частью Российской империи) получили избирательные права. Это повлияло на борьбу женщин в остальных частях империи: за первым митингом последовали новые протесты, в том числе в регионах. Постепенно вопрос обострялся, политические и экономические требования оказались тесно связаны. В женское движение вовлекалось все больше участниц, даже из бедных слоев населения. Женщины поняли, что возможность избирать и быть избранной дает в том числе возможность влиять на трудовое и социальное законодательство.

Женская демонстрация 8 марта 1917 г. (23 февраля по старому стилю) дала начало Февральской революции. Работницы ткацких фабрик Выборгской стороны в Петербурге выступили против голода и бедности, они вышли с лозунгом «Хлеба и мира!» К ним стали присоединяться другие рабочие — забастовка разрослась, в столице остановились фабрики и заводы. Тогда никто еще не понимал, что начинается революция. Спустя неделю император отрекся от престола.

Когда у власти встало Временное правительство, женщины снова потребовали избирательные права. 19 марта 1917 г. 40 000 женщин собрались у Таврического дворца. На митинге Поликсена Шишкина-Явейн, председательница Лиги равноправия женщин, объявила: «Мы не уйдем отсюда, пока не получим четкого ответа». Временное правительство пообещало женщинам избирательные права. Представительницы партий и общественных движений вошли в комиссию по выработке нового избирательного закона. 15 апреля 1917 г. Временное правительство объявило, что женщины отныне могут избирать и быть избранными в городские Думы, 20 июля 1917 г. — в Учредительное собрание, представительный орган, который должен был определить новое государственное устройство.

Шествие женщин по Невскому проспект Шествие женщин по Невскому проспект

После прихода к власти большевиков о женских демонстрациях и о борьбе за политические свободы быстро забыли. О деятельности и достижениях активисток Российской империи не говорили, их имена не упоминали в учебниках и прессе.

Мария Трубникова, Надежда Стасова, Анна Философова. «Женский триумвират» — так современники называли этих активисток. Они стояли у истоков женского движения в Российской империи. Почти все социально-политические и благотворительные женские организации появлялись при их участии. Они открывали школы и курсы, первые детские сады для матерей-одиночек, создавали для женщин рабочие места.

Теги:

Читайте также