Задать вопрос

Как агрегаторы изменили рынок такси

26.12.2016

Фраза «Наши люди в булочную на такси не ездят» из нетленки Гайдая вот-вот потеряет свою актуальность. Рынок такси демонстрирует значительный рост, а конкуренция подталкивает перевозчиков к снижению цен. Чисто теоретически поездка «до булочной» может обойтись томичу в 39 рублей. Об этом и других изменениях на рынке томского такси узнал наш корреспондент.

Времена меняются, и для вызова такси больше не обязательно звонить диспетчеру. Все чаще мы пользуемся приложениями-агрегаторами, в которых доступна информация о сотнях машин сразу. Пользователю такой программы может быть известна не только стоимость поездки, но и полное имя водителя, его рейтинг и местоположение на карте города. По сути, такие приложения-агрегаторы — только посредники между вами и перевозчиком. Однако они все быстрее набирают популярность, оставляя далеко позади традиционное такси. Разберемся, почему.  

Агрегаторы переделывают рынок


«Я давно не пользуюсь услугами такси с диспетчерами, — рассказывает постоянный пассажир такси Анна. — Во-первых, я не люблю разговаривать с людьми, с интерфейсом мне гораздо комфортнее. Во-вторых, приложение показывает, через сколько подъедет машина и где она находится, — это удобно. В-третьих, пока едешь, не слушаешь этих переговоров по рации». Раньше возможность заказать машину через сайт или мобильное приложение в Томске предоставляло только такси «Максим». В результате эта компания, не имевшая в Томске не только собственного автопарка, но и кол-центра (он располагается в Кургане), контролировала львиную долю томских пассажироперевозок. Но в мае 2016 г. появился сервис «Яндекс. Такси», а вслед за ним — Gett. Поговаривают, скоро появится Uber. В результате выручка «Максима», по оценкам экспертов, за 2016 год упала кратно.

Новые агрегаторы предлагают пассажирам другое качество сервиса и часто — более низкие цены. Например, в «Яндексе» такие условия: стоимость поездки складывается из трех составляющих: 39 руб. за посадку, 8 руб. за каждый километр и 1 руб. стоит минута работы водителя. Правда, к этой базовой формуле могут добавляться повышающие коэффициенты — из-за пробок, морозной погоды и других факторов, мешающих работе с максимальным КПД. Допустим, если на линии мало машин, а вам срочно нужно уехать, «Яндекс» предложит вам увеличивающий коэффициент — в зависимости от времени суток от 1,2 до 1,4.

Но в итоге все равно дешевле пользоваться именно агрегаторами. Низкая цена достигается в том числе за счет отсутствия диспетчера в цепочке между пассажиром и водителем, следовательно, и за счет отсутствия расходов на их зарплаты. К приложению удобнее привязать свою банковскую карту: не возникает проблем со сдачей, не нужно искать, где разменять крупную купюру. Можно заранее указать дополнительные условия, выбрать класс автомобиля и пр. 

Таксопарки агрегаторам... рады!


Агрегаторы не имеют своих таксопарков и передают ваши заказы местным такси и индивидуальным предпринимателям. Перевозчикам это выгодно: таксопарки Москвы, например, за пять лет совместной работы с «Яндексом» в 30 раз увеличили количество автомобилей на линии. «Агрегатор обеспечивает стабильный поток клиентов», — объясняет преимущества такого сотрудничества Ростислав Пыльцов, руководитель проекта «Ё-такси», который сотрудничает с «Яндексом» с момента прихода компании на рынок.

Водители и таксопарки голосуют за агрегаторы, потому что использование программы позволяет сокращать пробег авто, а значит, расходы на ГСМ и обслуживание авто. Машина на заказ назначается автоматически в зависимости от ее местоположения. Если в радиусе километра будет найдено 5 свободных машин, программа выберет ту, что ближе всех.

Немаловажным преимуществом интернет-агрегаторов становится их программное обеспечение. «Яндекс» предлагает водителям приложение «Таксометр». В нем есть счетчик, навигатор, возможность узнать о количестве заработанных средств с детализацией по каждому заказу. На форумах претензии к приложению сводятся к неверному расчету времени подачи машины. Сервис «Максим», по свидетельству водителей, хуже: они нередко жалуются на то, что у них не получается включить в стоимость надбавки за багаж или за ожидание клиента, в обновленной версии периодически исчезает таймер, что тоже доставляет неудобства. 

Два слагаемых успеха


Новые агрегаторы внедряют новую систему качества. Возможно, вы уже слышали просьбу от водителя поставить ему в приложении пять звезд. Рейтинг напрямую влияет на систему распределения заказов. В первую очередь они отправляются тем водителям, пассажиры которых остались довольны. С нерадивыми водителями могут и прервать контракт. Свой рейтинг есть и у пассажиров.

— Допустим, если вы несколько раз подряд отменили заказ, вам на некоторое время заблокируют возможность вызова, по-моему, на час или два, — рассказывает водитель «Яндекса» Вадим. — Мы со своей стороны можем отметить, что клиент был проблемный. Если таких пометок от разных водителей станет много, то приложение сообщит вам об этом.

Мотивация водителей складывается не только из оценок его пассажиров и распределения заказов. Александр Людовских из такси «Легенда» называет такие плюсы новых агрегаторов: компания может премировать самых трудолюбивых водителей, готова обучать их за свой счет и оказывает постоянную информационную поддержку. Работает и система штрафов: например, если сотрудник отказался от назначенного заказа без уважительной причины. На самом деле у новых агрегаторов на томском рынке два слагаемых успеха. И это не только низкие цены, ведь служба заказов «Максим» тоже удешевляла себестоимость за счет сокращения расходов на диспетчерскую службу, но и принципиально иное качество сервиса для водителей и, что немаловажно, чувство защищенности.

Детали
Нюансы безналичной оплаты поездки

Представитель сотрудничающего с «Яндексом» такси «Легенда» Александр Людовских акцентировал внимание на том, что установка приложения таит в себе один нюанс: «Как правило пассажиры не читают пользовательское соглашение. Если приложение привязано к банковской карте, в поездке люди могут вспомнить, что на карте нет денег, начинается паника. Переживать не нужно. Во-первых, водитель может обратиться в техподдержку и сменить способ оплаты на наличные, во-вторых, механизм работает таким образом, что как только на вашей карте появятся средства, необходимая сумма тут же будет списана».

Поездки стали безопаснее


Юридически «Максим» — только служба, собирающая заказы, никакой ответственности за сами перевозки она не несет. Причем ни перед пассажирами, ни перед водителями. Она собирает информацию, кому в городе нужен автомобиль, и перепродает ее любому «бомбиле», поставившему приложение. Что происходит дальше — ее не касается. В результате частные «извозчики» имеют низкий уровень мотивации — могут работать без разрешений, не иметь детских кресел или вовсе не выйти на линию в рабочий день. Иначе ведут себя новые агрегаторы, внедряя единую систему с жесткими требованиями, и это уже сказывается на безопасности перевозок.

То, что таксисты стали меньше нарушать правила, фиксирует, например, статистика ГИБДД. В 2016 г. в Томске не было выявлено ни одного случая вождения таксистами в нетрезвом виде. «С 1 января по 16 ноября 2016 г. выявлено 370 нарушений, — приводит данные начальник отдела технического надзора регионального УГИБДД Сергей Палчук. — В основном мы фиксируем нарушения правил остановки-стоянки, пользования ремнями безопасности. Управления в нетрезвом состоянии не было, а это говорит о том, что юрлица проводят работу. Очевидно, что новые агрегаторы устраивают и администрацию Томской области.

— Мы ознакомились с тем, как они работают, и пока о честном и легальном рынке такси говорит только «Яндекс», — считает начальник отдела Комитета по лицензированию Томской области Светлана Колмогорова. Несколько месяцев назад компания подписала меморандум о сотрудничестве в сфере формирования цивилизованного рынка таксомоторных перевозок с областной властью. Бизнес-омбудсмен Валерий Падерин убежден, что появление в Томске крупных агрегаторов внесло вклад в легализацию рынка такси: «Количество нелегальных водителей уменьшилось благодаря тому, что многие из информационных служб начали отдавать заказы только тем, кто имеет на это разрешение. Когда диспетчерские службы были неспособны на это, как раз и были условия для расцвета тех, кто вообще не озаботился получением документов», — сказал он.

Чем закончится битва конкурентов?


Опросы, которые проводит комитет лицензирования, показывают, что в 2016 г. цена перестала быть определяющим фактором при выборе перевозчика. Впервые для томичей она отошла на второй план. Куда больше горожан волнуют безопасность и комфорт. Безусловно, такая картина сложилась не без помощи агрегаторов, которые демпингуют в ценах. У клиента есть стойкая уверенность, что пользоваться такси стало дешево. Компании с мировым именем могут позволить себе такую политику. Напрашивается вопрос о том, как долго они смогут ее реализовывать.

В городах, где агрегаторы стали давно привычным явлением, ситуация представляется менее «радужной», чем в Томске, и рынок такси погряз во всеобщем взаимном недовольстве. Все началось с того, что крупные компании в попытке привлечь максимальное количество клиентов стали прибегать к необоснованному снижению цен. Настал момент, когда ресурс был исчерпан и они больше не могли предоставлять услуги высокого качества по низкой цене. Водители, которые работали в надежде выплатить свои автокредиты, поняли, что их заработки не позволяют этого сделать.

Аналогичная ситуация вышла с теми, кто арендовал машины с целью дальнейшего выкупа. Кризисное положение вызвало ряд забастовок в Москве осенью 2016 г., однако к серьезным последствиям это не привело. Одна из последних важных новостей этой отрасли — старт работы «агрегатора агрегаторов», коим стало приложение Taximeta. Оно обрабатывает все имеющиеся данные, сортируя компании по времени подачи машины, цене и классу авто. Приложение доступно для телефонов с операционной системой Android и iOS. Правда, пользоваться им пока могут только жители Москвы.

Мониторинг

 Журналисты «ВЛФ» устроили мониторинг томских такси, у которых есть мобильные приложения, и выбрали три агрегатора (Gett, «Яндекс.Такси»,
«Максим») и два таксопарка («Лидер» и «Поехали»). Мы сравнили цены на поездку от проспекта Фрунзе, 224 (ост. «Кулагина») до проспекта Ленина 101 (ост. «Киномир»).

Читайте также