Задать вопрос

Финансовые пирамиды

05.07.2011

Карлу Марксу принадлежит известное изречение, что при норме прибыли 50 % капитал становится оживленным, при 100 % он положительно готов сломать голову, при 300 % — нет такого преступления, на которое он не пошел бы для ее получения. Это умозаключение жизнь подтвердила многочисленными примерами.

В 19 веке, в эпоху бурного индустриального развития России, как грибы после дождя, появлялись акционерные общества и банки. Среди них нередки были случаи мошенничества, так как обещанная сверхприбыль не имела ничего общего с реальными рыночными доходами. По словам замечательного юриста прошлого, А. Ф. Кони, банковские дельцы и учредители действовали «спокойно и бестрепетно», «разоряя... доверчивых» вкладчиков.

В 1889 году потерпели крах сразу два частных банка — конторы Кана (в Петербурге) и Мусатова (в Москве). Мошенники-банкиры действовали по тем же схемам, что и современные «комбинаторы». Контора Кана занималась распространением выигрышных билетов государственного займа. За один год, ловкий предприниматель, через сеть своих агентов, собрал 1,2 млн рублей (для сравнения: капиталы многих городских банков не превышали 10-20 тысяч). Скандал разразился внезапно. По иску в пять тысяч рублей контора была опечатана. В ней, кроме трехсот рублей и одного билета государственного займа, ничего не обнаружили.

Но не только банковская сфера привлекала мошенников. Читаем «Воспоминания» Графа С. Б. Витте: «Дервиз был сенатским чиновником, кончил курс, кажется, в Школе правоведения. Когда его товарищ по школе Рейтерн сделался министром финансов, то он дал ему концессию на постройку Московско-Рязанской и Рязанско-Козловской железных дорог. Тогда не было особых охотников получать концессии, потому что и никто на железных дорогах тогда не наживался. Дервиз, несомненно, был человек умный и на постройке дорог (на реализации капитала для постройки железных дорог) нажил очень большие деньги. Затем, кроме Московско-Рязанской и Рязанско-Козловской, он получил концессию на постройку Курско-Киевской железной дороги.

Эту последнюю дорогу он строил уже в компании с главным инженером фон Меком. Когда он нажил очень большое состояние, то был настолько умен, что сразу бросил свои дела, уехал за границу, построил в Италии целый дворец, занимался музыкой, имел собственный театр и там же умер».  

Модели и признаки пирамид


Для начала давайте разберемся, что же такое финансовая пирамида, как работает этот механизм? Финансовой пирамидой можно назвать организацию, созданную для быстрого сбора денег с населения с привлечением средств массовой информации, разнообразной рекламой, агитацией и с обязательным обещанием высоких процентов по вкладам или каких-либо иных льгот и приобретений. Никакой реальной деятельности, кроме привлечения новых членов, у компании нет, фирма не имеет ни реальных поставщиков, ни продукции.

Финансовые пирамиды 1993-94 годов были образованы только с целью сбора денег и присвоения их устроителями. Пример тому всем известные организаторы: В. Дрямов — компания «Тандем», А. Комаров — «Роника», В. Соловьева — «Властилина» и другие. Более поздние пирамиды создавались под видом организаций, занимающихся строительством жилья. По изобретенным ими мошенническим схемам они присваивали деньги граждан и юридических лиц, которые инвестировали средства в строительство объектов недвижимости или покупку жилья. Некоторые фирмы просто исчезали с собранными деньгами. В настоящее время существует много небольших организаций, которые тоже занимаются сбором денег под всевозможные проекты, например покупку участков земли с целью дальнейшей застройки и продажи дешевых домов или квартир вкладчикам.

Срок существования финансовой пирамиды


У разных компаний по-разному. Но общим является то, что период их существования можно разделить на 4 основных этапа.

1. Этап строительства пирамиды. Он является самым длинным периодом ее жизни, периодом ее «благополучия». Например, для первой пирамиды АО «МММ» этот период длился с февраля 1994 г. до середины июля того же года.

2. Максимальная раскрутка компании. Это «вершина» пирамиды. Этот период в отличие от периода строительства длится недолго. АО «МММ» переживала этот период около двух-трех недель.

3. Крах финансовой пирамиды. Первая пирамида АО «МММ» прошла этот период с 26 по 29 июля 1994 г.

4. Постпирамидальный — пострадавшие вкладчики устраивают собрания и митинги с требованиями возмещения понесенного ущерба и наказания виновных.

Финансовая пирамида неизбежно погибает, а вместе с ней пропадают все вклады. Становясь членом такой организации, вы заведомо проигрываете. Финансовых пирамид существует огромное множество. Рассмотрим три самых распространенных вида.

1. «Клубы»

О таком клубе можно услышать от знакомых. Человеку обещают высокий доход, но перед этим предлагают заплатить большой вступительный взнос. Новички вносят деньги, за счет которых и получают доход другие участники. В определенный момент выплаты прекращаются, а клуб исчезает. В результате полученная вкладчиками сумма гораздо ниже первоначального вклада. Люди, которые пришли в эту компанию позже всех, остаются ни с чем.

2. Псевдоинвестиционные компании

Подобные организации часто обнаруживаются среди религиозных школ и сект. Мошенники воздействуют на новичков разными способами: уговорами, внушением, запугиванием. Инвестиции объясняют необходимостью продолжения «благого дела». Но взносы идут не на благотворительность, а перечисляются на счета организаторов.

3. «Торговые компании»

О возможности покупки человек узнает через интернет или бумажный каталог. Ему предлагают купить какую-то вещь по очень низкой цене. А если он привлечет к покупке кого-то еще, то получит товар абсолютно бесплатно. Клиент платит, но либо ничего не получает, либо ему доставляют некачественную продукцию. Выяснить, кто именно получил деньги, бывает очень сложно.

Признаки мошеннических финансовых схем

1. Агрессивная реклама в средствах массовой информации и интернете, обещающая процентные выплаты по привлеченным средствам по ставке, заведомо выше средней по рынку заимствований. Тот же БК «РуБин» обещал 50 % годовых, в то время как средняя ставка по банковским вкладам колебалась в пределах 6-8 % годовых, а ПИФы давали не более 12 %. Компания «Онега» из Тольятти предлагала только 4 % … в месяц! Если посчитать, получается 60 % годовых. Неужели эти цифры не вызывали сомнений?

2. Вложения, которые невозможно проверить, предлагаемые под видом «новых», незнакомых инвестору финансовых услуг, якобы обеспечивающих необычно высокую доходность и надежность. У «РуБина» это была «золотая жила, обещающая 100 % гарантию вложений Бизнес-Клуба в виде судовой компании «Ocean View Project Ltd.». Многие мошеннические схемы предлагают вкладчикам различные экзотические проекты — то ли это обещание построить гостиницу в Дубаи, то ли это Каймановы острова, то ли добыча алмазов в Албании или золота в Перу. Везде какой-то гламур и обещание красивой жизни, мол, мы все немножко будем плавать на яхтах. При этом вкладчику внушают мысль об исключительности, принадлежности к кругу избранных. Когда компании заявляют, что где-то далеко за морями-океанами будут инвестировать ваши деньги, это очевидный сигнал тревоги, что надо бежать из этой компании.

3. Чехарда с названиями. Этот прием не нов, достаточно вспомнить «Социальную инициативу». Это была группа компаний общим числом около 10. Они использовали разные организационно-правовые формы — и партнерство, и ООО, и ЗАО. Когда человек подписывает договор, то он на эти «приставочки» — ЗАО, ООО — просто не обращает внимание. «Социальная инициатива» — она и есть «Социальная инициатива». А когда она рухнула и стали разбираться в договорах, оказалось, что люди давали деньги одной компании, потом их просили перезаключить договор уже с другой компанией.

Инвесторам БК «Рубин» предлагали вложить деньги в бизнес-клуб «РуБин», а юридический договор заключить с ООО «Сан». И люди не задумываясь так и поступали. Уже на этом этапе можно было понять, что все это странно выглядит. На подобные моменты — когда возникает путаница в названиях, когда разные организации участвуют в одном проекте или компании разные, но название у них одинаковое — следует обращать особое внимание. Читайте внимательно то, что вам предлагают подписать.

4. Создание эффектной и максимально правдоподобной легенды капиталовложений. Основной целью данного приема являлось создание иллюзии глубокой продуманности и научной обоснованности инвестиционной политики компании. Причем человеку, не владеющему основами финансовых знаний, сложно отличить проспект с диаграммами и графиками мошенников от аналогичного печатного продукта серьезной финансовой компании. Например, на сайте БК «РуБин» и в издаваемом им журнале можно было прочитать, что структура инвестиций распределялась следующим образом: земля — 65 %, недвижимость — 20 %, рынок ценных бумаг — 10 %, бизнес-проекты — 5 %.

5. «Матричная схема». Организатор схемы продает покупателям товар со скидкой, причем скидку, предоставленную «старым» (присоединившимся раньше к схеме) участникам схемы, организатор компенсирует из средств, полученных от «новых» (присоединившихся позже) участников схемы. Матричная схема похожа на финансовую пирамиду. Участники схемы добавляются в очередь за товаром в порядке их присоединения к схеме. Затем они получают товар в порядке этой же очереди. Цена, по которой продается товар в матричной схеме, ниже рыночной, поэтому собранных с покупателей денег никогда не хватит, чтобы произвести или купить товар для всех покупателей. Поэтому товар отдается только первым по списку покупателям, а остальные ждут прихода в схему новых людей и новых вложений. Таким образом, период времени между оплатой покупки и получением товара в матричной схеме больше, чем при обычном способе производства или торговли. Организатор схемы обычно успокаивает покупателей, списывая задержки на проблемы при доставке или на проблемы производства.

6. «Партнерские программы». В чем-то они похожи на «матричную схему». Их смысл в том, что человеку, назовем его N., уже вложившему деньги, предлагают «привести» в компанию своих друзей, знакомых и незнакомых людей — и за каждого будет выплачено вознаграждение. Более того, когда эти знакомые и незнакомые начнут приводить других знакомых и незнакомых, то с каждой «головы» N, оказавшийся во главе этой цепочки, тоже получает свою долю. Так, например, за привлечение инвестора с 30 тысячами рублей БК «РуБин» выплачивал N премию 5400 рублей. Когда выстраивалась цепочка из нескольких вкладчиков, каждый из которых принес компании свои 30 тысяч, то стоящий во главе этой цепочки N., «начиная с 6 и всех последующих «приглашенных» получал премию 1500 рублей в месяц» за каждого. После привлечения 10 человека полагалась премия в 25 000 рублей.

По подобной схеме работала и тольяттинская «Онега». Правоохранительные органы пока не могут установить, в течение какого срока она изымала денежные средства у населения. Показания потерпевших расходятся, кто-то говорит, что сотрудничал с «Онегой» 3 года, а кто-то — 5 лет. Однако документарно этот вид деятельности можно проследить лишь за последние полтора года. Самое удивительное, что клиенты компании подписывали лишь один документ — договор на одном печатном листе формата А4, заверенный лично руководителем «Онеги». Ни чеков, ни квитанций, ни расписок при вложении и снятии средств не выдавалось. Изначально вкладчиками «Онеги» становились люди, лично знавшие Соколова, и попасть в круг избранных можно было только по рекомендации. На сегодня число пострадавших от деятельности «Онеги» приближается к 5000 человек.

7. «Эффект толпы». Следует особо отметить, что сегодня «изъятие денег у населения» обставлено с использованием новейших научных разработок. Начинается все с того, что человека приглашают посетить собрание элитарного бизнес-клуба. Как правило, такое предложение исходит от того, кому привыкли доверять — родственника или друга. До начала собрания предлагают чай, кофе и пирожное. Для всех приглашенных — совершенно бесплатно. Чаем и кофе собравшихся поили не из чувства гостеприимства. Как показали исследования экспертов, во многих случаях в напитки подмешивали психотропные вещества. Они помогали делу — человек становился возбужденным и самоуверенным, легко расставался с деньгами. Достать же такие препараты несложно. На собрании человека сразу окружают хорошо одетые и уверенные в себе люди, которые начинают обработку с использованием методик нейро-лингвистического программирования. Хочешь разбогатеть — вступай к нам в клуб, говорят они.

Так называемый «эффект толпы» уже давно изучен и аферистами успешно используется. Человек, часто неожиданно для себя, начинает подражать окружающим. С самого начала его вовлекают в тщательно разработанный сценарий. В фойе звучит тихая музыка. За звуковым пультом сидит сотрудник организации — ждет момента, когда люди получат документы, и включает музыку. На полную громкость. Экспертиза изъятых в разных уголках России компакт-дисков показала: музыка, звучащая в залах во время сеанса, специфическая. На мелодию наложены частоты, почти не слышимые, но вызывающие непонятное беспокойство как раз тогда, когда надо принимать решение.

8. Выплата дохода и возврат инвестированных средств на начальном этапе с целью формирования у инвестора заключения о честности и респектабельности компании. Этот элемент является одним из важнейших. Инвестор, вложив небольшую сумму на незначительный срок и получив ее обратно с обещанным доходом, убеждался в платежеспособности компании. В дальнейшем он регулярно увеличивал суммы вкладов и сроки вложения. В итоге информация о выгодности инвестиций и надежности компании распространялась методом «сарафанного радио» среди потенциальных инвесторов, побуждая их принять участие в финансовых операциях.

9. Создание иллюзии защищенности инвестиций за счет организации многочисленных страховых компаний, которые, оказывались неплатежеспособными. Тот же «РуБин» в своих рекламных материалах и в общении с инвесторами особо подчеркивал, что в январе 2008 года ООО «САН» заключило договор со страховой компанией «Реал» о страховании финансовых рисков инвесторов со страховым покрытием в 1 млрд рублей. (В реестре страховых компаний под названием «Реал» числится только одна компания, зарегистрированная по адресу — Московская обл., г.Красногорск, ул. Карбышева, д.19 а. Причем сотрудники компании «Реал» утверждают, что не имеют с ООО «САН» ничего общего).