Задать вопрос

Дружить с финансами научат в школе

22.08.2016

Светлана Вершинина
Редакция "Ваши личные финансы"

Согласно всероссийскому опросу, проведенному Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ), подрастающее поколение в возрасте 14-17 лет довольно активно вовлечено в сферу финансовых услуг. Более половины опрошенных российских подростков имеют сбережения, а треть респондентов берет деньги в долг у знакомых или родителей. Причем 28 % юных заемщиков признались, что иногда задерживают возврат долга, а 3 % никогда не возвращают одолженные средства вовремя. 13 % подростков, занимающих деньги, берут новый «кредит», чтобы вернуть уже существующий долг.

Кроме неформальных займов, юные россияне активно используют электронные кошельки и банковские карты.  

Но вот парадокс: в большинстве российских семей (более 70 %) вопросы денег, семейного бюджета и его планирования вообще не обсуждаются. Лишь 8 % опрошенных НАФИ родителей ведут учет доходов и расходов, немногие (16 %) интересуются мнением детей о каких-либо финансовых вопросах. То есть большинство детей не привлекается к вопросам планирования семейного бюджета и не получает в семье элементарных основ разумного финансового поведения. Так откуда же ему взяться в будущем, во взрослой жизни? А между тем современная жизнь такова, что финансовая грамотность необходима человеку не меньше, чем знание родного языка и компьютера. А она в России пока, к сожалению, низкая.

Поэтому в рамках проекта Министерства финансов РФ «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», участником которого является и Томская область, с сентября 2016 года во внеурочную деятельность школьников будет включено изучение финансовой грамотности.

Мы решили выяснить, как относятся к этому событию эксперты в области финансовой грамотности, представители органов управления образованием в Томской области, финансисты.

Мнение экспертов

Елена Кузьмина, руководитель Регионального центра финансовой грамотности:

— Повышение финансовой грамотности детей и подростков — актуальная задача для большинства развитых стран. В настоящее время финансовые услуги находятся даже не в шаговой доступности, а буквально с мобильного телефона. Подростки сталкиваются с активной рекламой, массовыми «супервыгодными» предложениями заработать в интернете, разбогатеть на рынке Форекс за 2 часа и принимают важные финансовые решения в юном возрасте. Эти проблемы характерны не только для России. Так, в Великобритании 52 % подростков имеют долг (кредит) к моменту достижения ими 17 лет, в США только 27 % молодых людей знают об инфляции и диверсификации и могут сделать элементарные расчеты процентов. 

В 2015 г. в рамках проекта Минфина России началась работа по подготовке к внедрению курса финансовой грамотности в общеобразовательную систему Томской области в рамках внеурочной деятельности. В настоящее время 47 школ являются базовыми площадками для апробации данного курса. Для оценки степени заинтересованности школ и самих учеников можно привести такой пример: весной этого года в мероприятиях Всероссийской недели финансовой грамотности для детей и молодежи в Томской области участвовало более 12 тыс. школьников, было проведено более 700 мероприятий, задействованы все районы Томской области. 

Внедрение курса финансовой грамотности — еще один серьезный этап развития программ повышения финансовой грамотности федерального и регионального уровней в системе общего образования Томской области.

Чем раньше молодежь узнает о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем быстрее сформируются полезные финансовые привычки, которые помогут избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложить основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

Александр Феденев, заместитель губернатора Томской области — начальник Департамента финансов: 

 — Социологические исследования показывают, что финансовая грамотность в Российской Федерации находится на низком уровне, что влечет за собой проблемы финансовой безопасности граждан и отрицательно сказывается на росте благосостояния населения России в целом. 
Решение ключевых проблем повышения финансовой грамотности населения требует консолидации усилий государства, бизнеса, общественных организаций и других заинтересованных сторон. В настоящее время разработан проект Национальной стратегии повышения финансовой грамотности на 2017-2021 гг., которая представляет собой скоординированный в масштабах страны комплекс мероприятий по повышению финансовой грамотности населения.

Главной целевой аудиторией федерального проекта и региональной программы повышения финансовой грамотности являются школьники и студенты. Сегодняшние дети — это будущие участники финансового рынка, налогоплательщики, вкладчики и заемщики. Эксперты едины во мнении, что начинать обучение финансовой грамотности необходимо в раннем возрасте, на начальных ступенях образовательной системы. 
Мы не ждем быстрых результатов, финансовая грамотность прививается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «От простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и умений. Хотя социальный и экономический эффект от повышения финансовой грамотности молодого поколения проявляется не сразу, мировой опыт доказывает бесспорную необходимость осуществления этой работы и недопустимость промедления в решении указанной проблемы.

Ирина Грабцевич, начальник Департамента общего образования Томской области:

— С сентября 2016 года в школах Томской области начинает внедряться программа повышения финансовой грамотности в рамках внеурочной деятельности и дополнительного образования.

Для того чтобы осуществить данный процесс качественно и профессионально, создается инфраструктура, обеспечивающая взаимодействие Регионального центра финансовой грамотности, муниципальных координаторов и базовых образовательных площадок. Включение в программу повышения финансовой грамотности происходит по заявительному принципу. Благодаря ресурсам федерального проекта и региональной программы повышения финансовой грамотности Томская область будет обеспечена учебными пособиями, также будет организовано повышение квалификации 500 педагогов. Уже в предстоящем учебном году в Томской области будет организовано обучение учителей, преподавателей, методистов, администраторов общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций Томской области. Обучение будет проводиться по дополнительной профессиональной программе (повышения квалификации) «Финансовая грамотность» в объеме 72 часа. По результатам обучения слушателям, успешно прошедшим итоговую аттестацию, будет выдаваться удостоверение установленного образца. Важно отметить, что обучение, проезд и проживание обучающихся финансируются за счет средств, выделяемых на реализацию программы, т. е. для школ и учителей это будет бесплатно.

В настоящее время идет подготовительная работа к запуску курса финансовой грамотности. Определены методисты, которые пройдут обучение в Москве, будут формироваться группы обучающихся в соответствии с учебным графиком, подготовлено распоряжение Департамента общего образования по утверждению списка пилотных школ и учителей, которые будут участвовать в реализации проекта. Об этом мы будем говорить на втором установочном семинаре, который состоится в рамках августовской конференции работников образования Томской области, которая пройдет 22-24 августа.

Взгляд изнутри

 Нина Калинина, преподаватель Володинской средней общеобразовательной школы:

— Новый предмет, который появился в школьной программе, необычайно интересен как детям, так и педагогам. Мы — одна из немногих сельских школ, которые участвовали и побеждали во всероссийских олимпиадах по экономике, я сама в свое время тесно занималась как раз проблемами экономики, финансов, так что тема личных финансов и финансовой грамотности оказалась близка и мне, и ученикам. Появились новые вызовы, связанные с микрофинансовыми организациями. Займы под огромные проценты могут больно ударить по людям, и очень важно предупредить детей о грозящей опасности. 

На уроках мы создавали виртуальные семьи, детям это было страшно интересно — поставить себя на место взрослых, на место распорядителей семейного бюджета. Кроме того, финансовая грамотность идеально на приближенном к жизни материале позволяет развить межпредметные связи: обществоведение, математика, биология… В нашем селе, например, 5 магазинов, и во всех разные цены на одинаковые товары. Мы учили детей делать осознанный, разумный выбор в пользу того или иного товара. Особый разговор был о финансовой подушке безопасности, которая спасает при любом изменении личной, жизненной или макроэкономической ситуации в стране. 

Читайте также