Задать вопрос

Долетались?

05.11.2014

Череда банкротств туристических компаний, начавшаяся летом этого года, привела к снижению потребительского спроса на треть. Чтобы защитить интересы и финансы туристов, были подготовлены принципиальные поправки в закон «Об основах туристской деятельности…». Что поменяется в турбизнесе, усугубится ли отраслевой кризис и какова ситуация на туристическом рынке региона, узнавал корреспондент портала «ВЛФ». 

Напомним, с начала июля этого года более десяти российских туркомпаний объявили о приостановке своей деятельности, из-за чего пострадали более сотни тысяч россиян. Первой в этом списке стала петербургская «Нева», затем московская «Роза ветров Мир», позже приостановили деятельность туроператоры «Экспо-тур», «Лабиринт» и «ИнтАэр». Так, от банкротства «Лабиринта» только в Томске пострадали более 150 человек, из-за приостановки деятельности «Невы» — около десятка. Из-за недостаточной загрузки в конце лета был отменен рейс из Томска в Испанию, в октябре — в Египет.

Кризис или временное явление?

Эксперты расходятся во мнениях: одни говорят о глобальном кризисе и реакции на него рынка туруслуг, другие — о непродуманных действиях туристических компаний, которые привели к кризису доверия к отрасли в целом. Другие утверждают, что это явление временное и ситуация постепенно вернется на круги своя. Что интересно, к выразителям последнего мнения относятся и томские туроператоры. В частности, директор ООО «Туристическая компания «Сатурн-Т» Светлана Чернышева считает, что люди стали меньше ездить из-за изменения курса валют (в октябре евро и доллар побили исторический максимум в 50 и 40 рублей соответственно), что повлекло за собой удорожание стоимости путевок: «Мы работаем на валютном рынке и очень сильно зависим от него. Но и в этой ситуации операторы пытаются поддерживать цену в доступных пределах. Если все устаканится, то люди, которые ездили, будут продолжать ездить. Но те, кто собирался куда-то ехать, например, зимой, уже однозначно никуда не соберутся в этом сезоне и скорее перенесут все на лето». Она добавила, что сегодня влияние на рыночную ситуацию оказывает нервозность крупных турфирм, с которыми работают агентства: «Они нервничают, потому что не очень понимают, что будет. Некоторые турагентства закрыты, а некоторые ушли в отпуска».

Томские туристы в тренде — 30% из них также решили отказаться от зарубежных поездок в этом сезоне, что нам подтвердили в «Ассоциации турагентств Томска» (хотя накануне директор томского аэропорта Роман Фроленко отметил, что кризис в туристической отрасли повлиял на работу аэропорта по международным направлениям незначительно). Как сообщил директор ООО «Туристская компания «Хобби-тур» Александр Бородин, у турфирм снизилась глубина продаж: томичи бронируют поездки максимум за месяц, чаще — за две-три недели. «В момент стабильности люди могут планировать поездку на полгода вперед.Нестабильность не способствует тому, чтобы люди заранее приобретали туры, и это все неблагоприятно сказывается на рынке. Крупные туроператоры берут кредиты, чтобы оплатить рейсы, места в гостиницах. Если глубины продаж нет, то не хватает оборотных средств. Соответственно, туристические компании и крупные туроператоры от этого страдают», — сказал он.

Добро пожаловать в… Россию

В сложившейся ситуации многие заговорили о дополнительных стимулах для развития внутреннего туризма (ситуация напоминает сюжет со стимулированием отечественного производства в связи с запретом ввоза некоторых продуктов.

Однако если импортозамещение обойдется России в 40-50 миллиардов рублей в год, то на рынке внутреннего туризма таких бонусов явно не ожидается). К сожалению, пока туры по России незаслуженно не пользуются спросом. Светлана Чернышева отметила актуальность детского познавательного туризма и одновременно нежелание учителей сегодня этим заниматься. «Москва, Золотое кольцо, Санкт-Петербург — эти направления очень востребованы. Единственная проблема в том, что очень трудно «раскачать» учителей. Они не хотят работать с детьми. 22 года назад у нас группа за группой ездили школьники с учителями, причем были приличные групповые скидки. Но ведь это не только развлечение, но и воспитательная и образовательная работа. Чтобы все это восстановилось, нужен комплексный подход». Александр Бородин добавил в категорию незаинтересованных и родителей: «Стимул к развитию внутреннего туризма всегда был, есть и будет — узнать территорию, на которой ты живешь, очень важно. Другое дело, нужно ли это родителям. Было время, мы по 300 детей отправляли на зимние каникулы в Санкт-Петербург, собирали школьников со всей области!

Раньше у нас большим спросом пользовались новогодние туры на Алтай. Мы и с Крымом работали, дети в октябре даже успевали в теплом море покупаться. И в плане экскурсионной программы было очень интересно. Но сегодня проще свозить детей в Юго-Восточную Азию — Таиланд, Вьетнам, нежели дать возможность посмотреть наши столицы, ничем не уступающие европейским, и другие города. Почему так? Вырос уровень жизни, произошла переориентация». Дополнительный фактор — повышение стоимости турпутевок по России. «Раньше в Москву и Петербург можно было съездить за 5 тысяч, сейчас стоимость не меньше 15 тысяч рублей», — рассказала Светлана Чернышева. Как отметила Майя Ломидзе, исполнительный директор Ассоциации туроператоров России, «министерство культуры РФ, понимая, что сейчас может произойти серьезная переориентация на внутренний туризм, предложило нам прописать варианты стимулирования туроператоров, которые хотят перейти с выездного туризма на внутренний, а также меры поддержки юрлиц, работающих на внутренних направлениях и занимающихся въездным туризмом.

Перед туркомпаниями, которые собираются развивать туризм в субъекте РФ, стоит задача создать продукт, пользующийся массовым спросом. Летом таких проблем нет. Они возникают в межсезонье и зимой. Это либо выходные дни, либо праздники и каникулы. Потокового продукта нет, но его можно сделать, нужны лишь вложения. Мы предложили властям компенсировать эти вложения за счет кредитов с госгарантиями». Добавим, что Минкульт уже взялся за развитие внутренних направлений в практическом плане: буквально недавно 600 томских ребятишек отправились в познавательный тур в Санкт-Петербург. С родителей — оплата проезда и страховки, с федерации — все остальные расходы. Но это, конечно, капля в море. Хотя и огромный прорыв.

Как защитит туристов новый закон?

Ассоциация туроператоров России приступила к рассмотрению законопроекта, направленного на оздоровление туристического рынка. Разработчики уверены, что принятие нового закона позволит защитить потребителя на каждом этапе приобретения тура, что в конечном итоге должно способствовать увеличению потока туристов на выездных направлениях. «Новое законодательство может стать тем трамплином, с помощью которого мы сможем уйти от существующих проблем. Пункты, прописанные в законопроекте, способны повысить защиту потребителей и позволить им безбоязненно обращаться в туристические компании», — подчеркнула Майя Ломидзе.

Принципиальные моменты нового закона обозначили томские эксперты:

Без лицензии работать нельзя

— Единственное кардинальное изменение, которое внесено в туристическую отрасль, — это введение лицензирования. То, что отменили лет 20 назад, возвращается. Это позволит немного почистить рынок, — сказала директор «Сатурн-Т» Светлана Чернышева. — Пока не знаю, какие параметры лицензии будут, видимо, требования к количеству людей в компании, к образовательному цензу. Потому что на сегодняшний день мы видим неограниченное разрастание туристических компаний, когда вчера еще человек торговал селедкой на рынке, а сегодня повесил этикетку, что он какой-нибудь там «Зайка-тур», и продает туры. И к нему идут, потому что у него невозможные скидки. Думаю, что это будет пресечено.

Необходима сертификация

— Раньше была обязательная сертификация, в Новосибирске находился сертификационный центр. Если разработчики закона обратят на это внимание и разовьют, будет еще лучше — рынок станет более прозрачным, — отметила Светлана Чернышева.

Изменится турпутевка

— Сегодня турпутевка малоинформативна, — продолжила директор «Сатурн-Т» . Но ситуация изменится — в ней будет указано абсолютно все, как и в договоре. Это тоже очень важный момент, который ликвидирует информационную пропасть. Руководитель ООО «Туристическая Экскурсионная Компания «Полярис» Юлия Калюжная добавила, что в новом законе прописано требование об электронной путевке. Это более прозрачный и удобный вариант.

Вводятся финансовые гарантии

Причем не только для туроператоров, но и для турагентов. Речь идет о сумме в 100 тысяч рублей. Специалисты восприняли эту норму критически: с одной стороны, это «почистит» рынок, а с другой — подорвет финансовое состояние компаний. Также не совсем понятно целевое назначение этих денег, так как в другой строчке закона написано, что за все несет ответственность туроператор. «Самый наболевший вопрос в законе — вопрос финансовых гарантий. Глупость совершеннейшая — иметь финансовые гарантии турагентам. Оборотных средств как правило никаких, а еще 100 тысяч каждый год куда-то перечислять… Думаю, после этого немногие останутся на рынке»,— заявил Александр Бородин.

Создается реестр турагентств

Удовлетворяющие всем новым требованиям закона туристические компании будут внесены в специальный реестр (что-то вроде «белого списка застройщиков» или «реестра добросовестных поставщиков»). Как отметили наши эксперты, «чтобы не было фирм-однодневок».

Активизируется подготовка кадров

В законе поднят важный вопрос о подготовке кадров. «На сегодняшний день в Томске подготовка кадров нулевая. И будет еще хуже — закрывают факультет туризма в ТПУ. Сегодня поиск квалифицированного специалиста, который мог бы работать в туристической отрасли — просто катастрофа», — пожаловалась специалист более чем с 22-летним стажем Светлана Чернышева.

Замечания экспертов

Эксперты отметили и «узкие» места закона. «То, что многие просили, и то, что мы предлагали — финансовая страховка каждого туриста,— этого там, к сожалению, нет. Сейчас мы страхуем здоровье в среднем на 30 тысяч евро. Почему бы то же самое не сделать с общим туром? Тогда бы страховая компания платила конкретному туристу за конкретные потери конкретные деньги», — сказала Светлана Чернышева.

Также в законе ничего не говорится о «Турпомощи» (эта организация была создана по постановлению правительства в целях аккумуляции резервных средств на случай банкротства туркомпаний. Участники туристического рынка были обязаны перечислять туда 100 тысяч рублей. В этом году 75% средств помощи пошли на возврат клиентам обанкротившихся туркомпаний). Эксперты считают, что они просто «скинулись на бедность тем туристическим компаниям, которые мошенническим образом закрылись», а «деньги, собранные ранее, куда-то исчезли».

Есть проблема и со страхованием ответственности. По словам Александра Бородина, «сейчас ВСК уходит с рынка страхования гражданской ответственности. Все остальные компании, которые много лет собирали деньги, ушли с рынка. Встала проблема — где застраховать свою ответственность? Это еще один «узкий» момент».

Боитесь банкротства? Страхуйтесь!

В то же время томским туристам начали предлагать новый вид страхования — от банкротства туроператора. Это добровольная страховка. В случае, если клиент купил путевку стоимостью в тысячу долларов, за страховку он заплатит 8% от суммы. Условия таковы, что клиент получает полный возврат стоимости путевки в случае банкротства туроператора.

На вопрос о том, поднимутся ли цены на путевки в случае необходимости обеспечения финансовых гарантий, специалисты ответили, что скорее всего — да, но ненамного. И призвали быть бдительными в случае предложения слишком больших скидок. «Одно время мы в «Ассоциации туроператоров» сильно боролись со скидками, потому что, как показал опыт, фирмы, предлагающие скидочные и горящие туры, в конечном счете становятся банкротами. В Томске таких случаев было пять. Сейчас эта борьба бесполезна — все равно дают скидки, их не отследишь. Трудно говорить о том, свернется ли дикий демпинг с принятием закона, я думаю, время покажет», — сказала директор «Сатурн-Т».

Туристические сборы — в местный бюджет

Правительство РФ решило не вводить налог с продаж, против которого активно выступило предпринимательское сообщество, однако нашло новый способ пополнить дефицитные региональные бюджеты. Регионам будет предоставлено право введения ряда специальных сборов — за право торговли, за предоставление услуг общественного питания, услуг такси, а также туристические и курортные сборы. Все будет зависеть от размера сборов, которые установят муниципалитеты. Министерство планирует в ближайшее время внести проект поправок в налоговое законодательство, чтобы обеспечить возможность введения этих сборов с 2015 года. Так что ситуация на туристическом рынке будет напрямую влиять на наполняемость бюджета…