С уходом из России западных автопроизводителей ситуация на рынке кардинально изменилась. По подсчетам аналитиков, из 60 автобрендов в стране остались три отечественных — LADA, ГАЗ, УАЗ и 14 китайских — Chery, Haval, Geely, EXEED, OMODA, Changan, Jac, Faw, Tank, Great Wall, Kaiyi, Dongfeng, Voyah и Gac. Привычные зарубежные марки начали возить по параллельному импорту, но по другим ценам. Есть сложности и с запчастями: ждать их порой приходится месяцами, а стоимость все больше пугает. Мы спросили у экспертов, какая сегодня складывается ситуация на рынке и стоит ли ждать понижения цен на автомобили в 2023 году.
Эксперты
Татьяна Овчинникова, директор международной сети автосервисов FIT SERVICE
Дмитрий Матвеев, гендиректор компании «Мой Автопрокат»
Артур Маркаров, CEO компании Arbitroom
Новые машины
По данным агентства «Автостат», по объему продаж лидером российского рынка остается LADA. Далее следуют шесть китайских брендов: Chery, Geely, Haval, Changan, OMODA и EXEED. При этом цены растут чуть ли не каждые две недели. Например, с июля стоимость новых авто выросла у шести брендов — четырех китайских и двух отечественных. Больше всех подорожал внедорожник TANK: «трехсотый» — на 200 000 рублей, «пятисотый» — на 900 000. Причем это их второе удорожание в июле. У Chery подорожал весь модельный ряд — от 1,2 до 2,9 %. OMODA и Haval повысили цены на 50 000 рублей. Дорожают и отечественные машины: в июле внедорожник LADA Niva Travel в двух комплектациях стал дороже на 5 000 рублей, а УАЗ СГР (в народе «буханка») — на 5—10 000 рублей. Трехдверный внедорожник Niva Legend прибавил в стоимости 8 000—42 000 рублей.
Эксперты «Авито Авто» приводят свои цифры: в первом полугодии средняя цена новых китайских машин на площадке составила 2 890 000 рублей. Доля «китайцев» в структуре предложения новых авто на платформе за год выросла в четыре раза — с 11,6 до 46,8 %. При этом спрос на новые авто из Поднебесной увеличился на 209,5 %.
«АвтоСпецЦентр», автодилер из десятки крупнейших в стране, подтверждает: в сегменте новых авто у соотечественников спросом пользуются китайские Geely, Chery, Haval, EXEED, Changan, Kaiyi и Jetour. На это обращает внимание и Дмитрий Матвеев. По его словам, до санкций отношение у россиян к «китайцу» было настороженное: люди не были уверены, смогут ли со временем выгодно продать приобретенный актив. Теперь все изменилось кардинально.
— Качество китайского автопрома значительно шагнуло вперед. В лучшую сторону изменились кузовная часть, лакокрасочное покрытие, отделка салона, качество сборки. Сейчас по электронной начинке мало какой китайский автомобиль уступает европейскому или японскому. Об этом говорит и массовое появление китайских электрокаров и гибридов достойного качества. А китайские машины премиум-сегмента вообще не вызывают нареканий, как это было десять лет назад, — говорит Дмитрий Матвеев.
Но у «китайцев» есть существенный минус, говорит Татьяна Овчинникова. И это подбор и покупка нужных запчастей.
— На китайские авто нет нормальных каталогов, мануалов, точной технической информации, какая деталь стоит на той или иной машине. Поскольку на сборочный конвейер в Китае могут поставлять не просто разные запчасти по брендам, но и просто физически разные запчасти. В итоге одна может не подходить к другой, и это нигде не указывается и не оговаривается.
Параллельный импорт и авто с пробегом
Из-за резкого роста цен на новые автомобили покупатели переключили внимание на машины с пробегом. В «Авито Авто» подсчитали, что спрос на б/у машины на площадке за год вырос на 33 %, а продажи во втором квартале — на 34 %. Средняя цена машин с пробегом увеличилась на 9 % — до 599 000 рублей. При этом, по данным «Автостата», в России падает доля рынка подержанных легковых машин стоимостью до полумиллиона рублей. Доля дешевых авто на вторичном рынке за год снизилась с 50 до 42 %. Основная причина — рост цен.
Подержанные иномарки попадают в страну в рамках параллельного импорта. Это механизм ввоза новых и б/у автомобилей без разрешения правообладателей из недружественных стран, которые прекратили официальные поставки в Россию. Минпромторг периодически обновляет список автобрендов, чьи машины можно ввозить по параллельному импорту. Там уже есть Land Rover, Jeep, Chevrolet, Citroen, Mazda, Opel, Peugeot, Renault, Ford, Genesis, Hyundai, Kia и Dacia.
«Сейчас в России продажи автомобилей с пробегом в восемь раз превышают объем продаж новых. Наиболее популярные б/у авто, которые ввозятся по параллельному импорту, — это модели премиум-сегмента. Например, в июне в дилерских центрах «Автодом» появились кроссоверы BMW X5 нового поколения и рестайлинговая версия BMW X6 2023 модельного года. Но растущая стоимость логистики увеличивает конечную цену машин, ввезенных по параллельному импорту. Также влияют курс валют и повышение утилизационного сбора на ввозимые для перепродажи новые и б/у иномарки. Цены на модели премиум-сегмента растут в динамике два-три миллиона за полгода», — сообщили в пресс-службе «АвтоСпецЦентра».
Дмитрий Матвеев говорит о том же: новых авто на рынке мало, а бюджетные массмаркет-модели и б/у авто невыгодно завозить в страну по параллельному импорту. Причины — таможенные пошлины и другие сборы.
— Подержанные Hyundai Solaris и Kia Rio раньше были лидерами предпочтений россиян. Они и сейчас идеальный вариант для покупки. Если нашли авто этих марок возрастом пять-семь лет и с небольшим пробегом — покупайте. У них недорогое обслуживание. Даже если на них не будет оригинальных запчастей, китайскими аналогами можно заменить очень многое, и ремонт сам по себе несложный, — советует Матвеев.
Солидарен с коллегами по цеху и CEO компании Arbitroom Артур Маркаров. По его мнению, в условиях отсутствия новых автомобилей от западных производителей рынок подержанных авто может стать более активным. Но есть один минус: из-за увеличенного спроса цены на б/у машины могут вырасти.
«При этом стоит учитывать, что официальные дилеры не поддерживают такие машины, и владельцам придется обращаться к независимым сервисам и искать запчасти самостоятельно. Цена на параллельный импорт может быть выше из-за валютных рисков и дополнительных расходов на таможне», — говорит Маркаров.
В свою очередь в холдинге «Автодом», который выкупил активы Mercedes-Benz в России, заявляют, что ввозимые в РФ автомобили проходят необходимые таможенные процедуры. «Гарантия на авто сохраняется при условии оформления специальных страховых продуктов, которые покрывают расходы при гарантийном случае. Официальные дилеры фиксируют VIN-номера машин, поступающих через параллельный импорт. Нет проблем с расходниками для техобслуживания. Если нужен ремонт уникального агрегата, в официальных дилерских центрах дают гарантию на выполняемые работы. Но поставки уникальных комплектующих могут занять от нескольких недель до нескольких месяцев», — прокомментировали в пресс-службе автохолдинга.
Представитель FIT SERVICE Татьяна Овчинникова отмечает, что на авторынок влияют и другие тенденции. Российский автопарк активно стареет, средний возраст машин — 15 лет. Стоимость новых автомобилей растет. Поэтому меняется поведение водителей.
— Если раньше автомобилисты могли ездить на неисправном авто с мыслью, что скоро купят новое, то теперь стремятся продлить жизнь машины. Средний возраст эксплуатируемых автомобилей растет, а старые машины требуют ремонта. Причем ремонты становятся все значительнее. Это уже не просто ТО, как у свежих автомобилей — замена расходников и масла. При обслуживании старых машин растет количество услуг в среднем чеке автосервисов и количество запчастей. Еще один тренд — уменьшение эксплуатируемого автопарка. То есть машин на дорогах страны в целом стало меньше, — пояснила Овчинникова.
Запчасти
Уход зарубежных автобрендов повлек за собой дефицит запчастей и рост цен на них, а также отсутствие привычной гарантии и техобслуживания у дилера. Стоимость запчастей выросла в 2022 году в среднем на 28—30 % из-за дефицита, усложнения логистики и валютных колебаний. Рубль ослаб относительно доллара, евро и юаня, а именно в этих валютах импортеры закупают комплектующие к иномаркам.
В сети автосервисов FIT SERVICE считают, что поставщики и производители запчастей быстро отреагировали на запрос, который возник в России в 2022 году. На рынок вышли много новых игроков, в том числе небольшие компании-производители.
— Появились как недорогие, но качественные и сертифицированные бренды, так и новые производители с премиальными товарами. Раньше мы предлагали клиентам автозапчасти брендов premium и middle, а сегодня появились и low cost бренды. Это позволяет предлагать клиентам выбор ценового сегмента. Автовладельцы сами решают, за какую стоимость провести ремонт авто. Сохраняются сложности только с крупными агрегатами в сборке и кузовными запчастями на европейские и американские авто. Их можно купить, но сроки доставки дольше обычного и цены высокие, — рассказала Татьяна Овчинникова.
Автострахование
Рынок автострахования за год тоже претерпел изменения. И в первую очередь с точки зрения цен. В сентябре 2022-го Центробанк расширил границы тарифного коридора ОСАГО сразу на 26 %: для легковых авто нижнюю базовую ставку понизили с 2 224 до 1 646 рублей, а верхнюю повысили с 5 980 до 7 535 рублей. Соответственно, полис автогражданки подорожал на те же 26 %. По словам председателя комитета по страхованию при Томской торгово-промышленной палате Вадима Чмуха, решение ЦБ было связано с подорожанием запчастей, усложнением логистики их доставки и ростом курса доллара.
Также изменился коэффициент бонус-малус (КБМ), который сильнее всего среди множества переменных влияет на цены полиса ОСАГО. Скидка за езду без аварий теперь не 50, а 54 % на десятый год безаварийного стажа. То есть цена ОСАГО для прилежного водителя снизится. А для «аварийного», напротив, увеличится.
Сегодня средняя стоимость полиса ОСАГО в Томске составляет 7 500 рублей, говорит Вадим Чмух. По области эта сумма меньше — 3 000—4 000 рублей, так как там не применяется территориальный повышающий коэффициент. Что касается каско, цена такого полиса в областном центре может доходить до 60 000 рублей — в зависимости от возраста, стажа, мощности авто. И в новых условиях рынка, отмечает собеседник, полис каско становится более востребован.
— В рамках ОСАГО денег, выплаченных страховой, на ремонт попавшего в ДТП автомобиля зачастую не хватает. Запчасти сильно подорожали, цены на некоторые взлетели на 80 %, а в единой методике расчета указана средняя стоимость, которая может сильно отличаться от реальной. В итоге полученной выплаты сегодня может не хватить даже на замену бампера, потому что лимит выплат по ОСАГО — 400 000 рублей. При этом стоимость замены поврежденной детали для ненового автомобиля может достигать 50 % от стоимости в справочнике. Чтобы уложиться в бюджет, водитель вынужден идти на авторазбор за б/у запчастями. А то и вовсе использовать неоригинальные детали. Конечно, можно подать в суд на виновника аварии и потребовать компенсацию, но как скоро тот ее выплатит — большой вопрос. С каско проще: страховая ставит машину в ремонт, мастерская ее ремонтирует, вопрос лишь в сроках. Они определяются поставкой запчастей. И порой ожидание занимает месяцы, — говорит Вадим Чмух.
Страховые компании уже предлагают водителям авто, ввезенных через параллельный импорт, особые программы компенсаций ущерба от поломок, например услугу «продленной гарантии» или «каско на поломки».
— Покрытие по таким полисам распространяется на заводской брак, и, скажем, заехать в глубокую лужу и починить последствия гидроудара за счет страховой компании не получится. Также страховка не поможет с расходными материалами — к примеру, с тормозными колодками или деталями подвески. В остальном продукты этого сегмента моторного страхования даже с учетом текущих масштабов параллельного импорта автомобилей будут востребованы, — сказал Дмитрий Усанов, директор департамента андеррайтинга моторного страхования «Росгосстраха».
Чего ждать?
Если не «китайцы», то кто? Как говорят автоэксперты, нам поможет отечественный автопром и правительство РФ. Такого мнения, например, придерживается Дмитрий Матвеев.
— LADA била и бьет рекорды по продажам, потому что новые отечественные автомобили дешевле иномарок. Также «АвтоВАЗ» поддерживает государство (с января возобновилась госпрограмма льготного автокредитования, распространяющаяся на новые отечественные машины). Говорят о возрождении модели «Ока». Это хорошая идея, потому что сегмент доступных городских малолитражек сейчас свободен, — считает Матвеев. — Главным преимуществом отечественных авто всегда была относительно низкая цена. Поэтому производителю нужно постараться сохранить это преимущество. Россияне крайне редко готовы купить российский товар дороже, чем его зарубежные аналоги.
За рынок России активно борются китайские производители, дают акционные цены, автосалоны предлагают на китайские модели скидки, которых нет на европейские марки, — продолжает эксперт. — Следовательно, у рынка есть шансы стабилизироваться до конца года и без ограничения цен на автомобили правительством.
И следующий фактор — ослабление рубля, которое, если продолжится, может вызвать рост цен как на иномарки, так и на отечественные машины. Тогда шутка про то, что россиянам придется пересаживаться на велосипеды и самокаты, может воплотиться в жизнь.