Задать вопрос

Андрей Сидоров: «Хороший товар хорошо продается!»

16.07.2020
Фото: Наталья Барова

Фото: Наталья Барова

Досье
Андрей Александрович Сидоров

Родился в 1965 году в Киселевске Кемеровской области. Вместе с родителями «строил» КАМАЗ в Набережных челнах. Закончил Свердловское театральное училище и РУТИ (ГИТИС). 33 года прослужил актером Томского областного театра драмы. С 2006 года возглавляет томское региональное отделение Союза театральных деятелей РФ. В сентябре 2019-го назначен директором Томского ТЮЗа. Заслуженный артист России. Женат на актрисе Елене Саликовой.

— Ваша семья по советским меркам была обеспеченной?

— Наша семья, я считаю, имела средний уровень достатка. Мама всю жизнь была педагогом. Работала в детском саду заведующей, потом перешла в городское управление дошкольного образования. Папа был на все руки мастер, много работал на разного рода «шабашках» — строителем, электриком и так далее. В 70-80-е неплохо зарабатывал, мотаясь по деревням и селам. Поэтому у нас была машина «Москвич», дача — вполне себе обеспеченная семья.

— Родители учили вас бережному отношению к деньгам? Как именно?

— У мамы-педагога одними из основных понятий дома и на работе были порядок и пунктуальность. Они же и у меня в крови — сколько себя помню.

— А на карманные расходы вы получали?

— Нет! Вообще иметь свои деньги ребенку было как-то не принято. Вспомнил одну школьную историю. На классном часе мы разбирали газетную статью про мальчика-фарцовщика. Его ежемесячный доход составлял больше ста рублей в месяц — это больше, чем некоторые зарплаты у взрослых. Он обманывал покупателей, незаметно подсовывая им по половине джинсов, хотя мама давала ему каждое утро по рублю! Когда его спросили, чего он хочет в жизни, он ответил: чтобы мама оставляла ему «трёшник».

Кредиты оставили плохое впечатление


— В каком возрасте заработали свои первые деньги?

— Естественно, первый заработок случился на «шабашке». Но не в отцовской бригаде. Со второго курса театрального училища я стал подрабатывать Дедом Морозом. За новогоднюю ночь в кабаке мне пообещали 50 рублей.

Но вскоре выяснилось, что сеть ресторанов выписала на червонец меньше! В кабаке сказали: «Не волнуйся, отработаешь — получишь эту десятку наличкой». И обманули… Мало того, когда мы приехали получать гонорар в кассе, с нас сняли по 13 % налога! Вот таким печальным получился первый опыт. На что потратил эти «дедморозовские» деньги, уже и не вспомню…

— Бывали периоды, когда нехватка денег становилась большой проблемой в жизни?

— Были проблемы, связанные с кредитами. Первый случай — когда я только-только приехал в Томск, устроился в театр драмы и купил в кредит холодильник. Потом сто раз пожалел: целый год с меня каждый месяц высчитывали деньги, а зарплата у молодого артиста была и так не ахти. И я тогда сказал себе: «Я ошибся. Пусть это станет мне уроком — в жизни никогда не возьму кредит!»

Но через несколько лет наступил на эти же грабли. Решил купить хорошую машину, с женой заняли в банке по 200 тысяч рублей под «очень маленький» процент — 18,9. Я был уверен, что выплачу деньги в течение года, и как назло начался период, когда не было ни одной «шабашки»! В итоге пять лет возвращали этот кредит, вместо 400 тысяч отдали почти в два раза больше — 760. Вот такие два случая были в моей жизни. Думаю, третьего точно уже не будет (улыбается)!

— А теперь, когда ваше финансовое положение стабилизировалось, охотно ли одалживаете другим?

— Я делаю это по настроению — случайно, можно сказать. И только тем, кто мне нравится. Могу потом даже не напомнить о долге. Но бывало и так, что люди мне ничего не возвращали, а я человек не злой, но злопамятный (смеется).

Не жалею, что стал артистом

  — При выборе актерской профессии брали в расчет ее возможную материальную выгоду?

— Тридцать лет назад было совсем другое отношение к нашей профессии! При поступлении в театральное училище нас сразу предупреждали: «Ребята, подумайте, куда вы идете, — в театре будете получать сто рублей в месяц. Актерство — это работа за идею, будете ходить без штанов». Но нас это не останавливало. И я не жалею о том, что стал артистом.

— А сегодня, в двадцать первом веке, насколько выгодна сценическая деятельность?

— Не знаю. Моя младшая дочь недавно тоже стала дипломированной артисткой, закончив Новосибирское театральное училище. Сильно переживаю, сможет ли она жить хотя бы так, как я — уровень доходов имеется в виду. Хотя актерская фортуна — дело непредсказуемое. Может и повезти — смотря в какой театр попадешь. Где-то не получается зарабатывать помимо не таких уж и больших госвыплат.

В Томске есть возможности для актерских подработок — концерты, корпоративы, реклама, кто-то преподает, можно вести свадьбы… Периодически возникают собственно театральные молодежные проекты, вполне интересные, разнообразные, но не сказал бы, что они отличаются высокой ценовой политикой. А вот в соседнем Новосибирске на антрепризе можно получать неплохие деньги.

— Наилучший способ монетизации актерского дара — это съемки в сериалах, крутые рекламные контракты или что-то совсем другое?

— Да, попав в телесериал, можно что-то заработать. Я эту тему до конца не изучал, но мне кажется, тогда ты можешь потерять все, что связано со словом «театр». Сначала ты начинаешь ставить сериальный заработок выше возможности творить на сцене. А потом съемки просто засасывают — и прощай, театр!
Но кому что важнее, пусть каждый решает за себя.

Наверное, большая роль в кино — выгодная вещь как с точки зрения финансов, так и перспективы дальнейшей раскрутки. Но всем подряд не повезет, и, понимая это, артисты из Томска не стремятся всеми правдами и неправдами как можно скорее уехать покорять столицу. Но интерес к самовыражению на сцене у них есть.

Поэтому придумываются театральные проекты, и здесь немаловажную роль играет СТД РФ, выделяя стипендии при поддержке Министерства культуры. Всем хорошо: зрители смотрят новые постановки, а томские артисты остаются в профессии.

— Считаете ли себя обеспеченным человеком?

— (Смеется) Нет! И вот почему: я не могу спокойно раскошелиться на какую-то роскошь. Но я могу себе позволить зайти в магазин и купить то, что понравится.

— А как насчет нового холодильника?

— (Улыбается). Крутую модель вот так вдруг не смогу приобрести. Хочу новую машину, но пока не могу купить. Но мечты сбываются, так что будем работать над этим.

— Как часто позволяете себе траты в удовольствие — рестораны, турпоездки, брендовую одежду?


— Не люблю ходить по ресторанам. Просто нет такой привычки. И ездить за границу по турпутевке мне не нравится, тем более без знания языков. Да и слишком однообразно там, на курортах — шведский стол, море, ужин… Но почти 20 лет ездили большой дружной компанией на своих машинах на летний отдых в Казахстан, Красноярский край, на Алтай. Жить дикарями в палатках, с гитарами, песнями, семьями с детьми — супер! Кроме того, такие коллективные поездки еще и гораздо выгоднее по деньгам в сравнении с турами, купленными в агентстве.

А вот наша старшая дочь обожает путешествовать по Европе — Франции, Италии. Ей нравятся музеи, городская архитектура. Ну и ради бога, пусть себе ездит! Этим летом, правда, непонятно, что будет с туристическими делами…

— Что предпочтительнее для вас — наличные или безналичные?

— Очень долго шел к расчетам по безналу. А сейчас платить при помощи карточки или телефона мне очень удобно. У меня две карты, одна из них — зарплатная, пользуюсь ей постоянно.  

Управление финансами — это профессия


— Как по-вашему, должны ли сегодня люди хотя бы минимально знать искусство управления личными финансами, уметь обращаться с ценными бумагами, контактировать с кредитными организациями?

— Пожалуй, это даже профессия — ориентироваться на финансовых рынках. Обращению с ценными бумагами нужно учиться. Тогда ты сможешь зарабатывать на акциях, как-то еще. А я, можно сказать, простой обыватель — с квартирой, женой, детьми. Мне не до финансовых рисков. Это нужно нанимать специалиста, чтобы умножал твои сбережения, консультировал, куда и сколько вложить… Деньги любят, когда с ними имеют дело грамотные, подкованные большими знаниями, сведущие в разных тонкостях люди. Это только при игре в рулетку можно рассчитывать на удачу (улыбается).

— Ведете ли учет доходов и расходов?

— Моя бабушка Аня записывала в тетрадях постоянно, что и почем купила: «Хлеб — 24 копейки, молоко — 32 копейки…» А я, наоборот, так никогда не делал. Не видел смысла! Я просто приблизительно знаю, сколько у меня остается до зарплаты.

— А в чем вам удобнее хранить заработанное — в рублях, валюте?

— Когда у меня будет много денег, я сразу придумаю, что с ними делать! А пока так скажу: на сегодняшний момент свободных денег нет. Как и где хранить деньги, я не знаю. А зачем их хранить, когда постоянно нужно то одно, то другое? В советское время люди откладывали какие-то суммы на сберкнижки. Но я, ошпаренный в 90-х годах крахами банковской системы, как-то не спешу сделать новый вклад. Были ваучеры — сгорели, курсы валют неоднократно обрушивались. Так что сейчас отдавать кому-то свои кровные, клянусь, не хочу. Положить под большой процент выгодно, наверное, только очень большие деньги. А у меня таких, повторяю, нет.

— Своим детям прививали финансово грамотное поведение?

— Обе дочери учились не в Томске: старшая — в Москве, младшая — в Новосибирске. В свое время каждой было сказано: мы выделяем вам ежемесячно определенную сумму, укладывайтесь как хотите, а если вдруг не хватит, ищите источник дополнительного финансирования самостоятельно. И что характерно, сверх бюджета они никогда не просили.

— Занимаетесь ли самообразованием в финансовой сфере?

— Как известно, я в прошлом году пришел на пост директора театра. Приходится сталкиваться с различными финансовыми ситуациями, вести дела. Постоянно узнаешь что-то новое. Как потратить федеральные деньги? Это нужно правильно спланировать, все рассчитать.

— Вы прошли уникальный путь из актеров в директора. Могу еще навскидку назвать разве что новосибирца Александра Кулябина… Насколько серьезен был ваш багаж полученных новых знаний, с точки зрения экономиста, финансиста, управленца?

— К руководству театром я шел целенаправленно. В 2012 году окончил продюсерский факультет РУТИ (ГИТИС). Разумеется, узнал многое как на лекциях и семинарах, в библиотеках, так и на практике. Сказались и громадный опыт работы в театре, и понимание принципов работы этого учреждения культуры как бюджетной организации.

— Открывая лет 15 назад томский частный театр «Версия», Иван Тютрин на банкете после премьеры сказал, что даже не мог себе представить, насколько выгоден театр. А нынешний ТЮЗ — выгодное дело?

— Любой директор хочет, чтобы денег на новую постановку было затрачено меньше, а получено с проката как можно больше! Но сегодня очень многое решает зрелищность спектакля. Поэтому требуются вложения. Их окупить не так-то просто. Когда два человека на сцене — это одна цена премьеры, когда занята вся труппа — другая. А есть еще расходы на все цеха театра. Но я прекрасно понимаю: хороший товар всегда хорошо продается. Так что будем стараться выпускать хорошие спектакли!

  — Но они и стоят немало…

— Да. А кому нужны плохие?

— Что означают для вас слова «дешево» и «дешевый»?

— Некрасивый, неудобный, непрочный… Но в театре как бывает? Ты знаешь, сколько стоят материалы на хорошую декорацию, выделяешь необходимую сумму. А чужие ручки изготовили декорацию так, что она выглядит, скажем так, плохо. Вот это для меня дешево.

— В последнее время начинают говорить о том, что нужно самостоятельно копить деньги на период жизни после окончания трудовой деятельности. Что вы об этом думаете?


— С нашими театральными зарплатами копить не удается. А насчет надежды на то, что государство сможет достойно содержать тебя после выхода на пенсию… надежда есть всегда!

К слову, о мечтах и надеждах. Как было, когда я пришел в театр? Нам сказали: «Ребята, хорошо работайте — станете народными артистами с хорошей зарплатой». Через 3-4 года пришла молодежь, и руководство решило поддерживать уже их. А мы-то, получается, уже и не зеленые артисты, но еще и не заслуженные. А когда перешли в старшее поколение, в театре стали поддерживать среднее… Так что всю свою актерскую жизнь приходилось рассчитывать только на себя!

— Как вы сегодня определяете свое отношение к деньгам?

— Есть игроманы, зависимые люди. Я не из таких. В данный момент нахожусь в некотором балансе: мне и много не надо, и мало не имею. На все необходимое хватает — и слава богу. Раньше люди ползарплаты отдавали на книжки, пластинки, копили на дорогую дефицитную мебель. Я через это давно прошел. Наверное, было бы неплохо обеспечить своих детей жильем, автомобилями, то есть можно поставить перед собой такую задачу. С другой стороны, я воспитывал детей так, чтобы все необходимое они добывали себе сами. Тут, наверное, рассуждать лучше так: есть голова на плечах — будут и деньги.


Теги:

Читайте также