Задать вопрос

Сделайте мне красиво: как зарабатывают уличные художники

27.08.2020
Фото: из личного архива

Фото: из личного архива

В последние годы Томск переживает бум художественного оформления фасадов и интерьеров. Проходная карандашной фабрики, ярмарка фермерских продуктов у здания речного вокзала и множество других граффити-спотов как снаружи, так и внутри заведений делают городскую среду ярче и интереснее. Как сформулировать запрос художникам и из чего складывается стоимость оформления интерьеров и фасадов? Разбираемся с основателем Street Vision Agency Иваном Ларионовым.

Досье:

Иван Ларионов, 32 года
Основатель студии звукозаписи «Астронавт», выставки Street Vision, с 2019 года — владелец агентства Street Vision. Официально компании всего год, но на деле первый заказ она выполнила еще в 2017 году.

Первый заказ


— Начиная с 2012 года, пока мы делаем Street Vision, нас ассоциируют — и правильно делают — с граффити-культурой. Меня, например, знают как человека, который может посоветовать художников, если нужно оформить какую-то площадь внутри или снаружи здания. Раньше я просто отвечал на запрос ссылками на знакомых художников, и на этом мое участие в процессе заканчивалось. Как дальше выстраивались отношения у заказчика с исполнителем, я не знаю, да мне никто и не рассказывал.

В 2017 году, когда мы снова готовили Street Vision и в местных СМИ было много материалов на эту тему, ко мне обратилась представительница карандашной фабрики. В Томск она приехала в командировку по внутренним делам организации и решила заодно оформить входную зону на территорию. Увидела интервью со мной, назначила встречу и предложила заняться оформлением фасада. Сперва я хотел, как обычно, дать ссылки на художников. Но заказчица ответила, что ей некогда этим заниматься, и спросила, не могу ли я взять на себя менеджерские функции.

Она оказалась очень настойчивой, и в итоге я стал менеджером того самого первого проекта, хотя ранее у меня такого опыта не было. Я нашел иллюстратора, который сделал несколько эскизов, мы с заказчицей выбрали один, доработали его, затем я привел художников, заказал строительные леса и автовышку. Результат заказчице понравился, и я получил свой первый гонорар как организатор работ по оформлению фасада здания. Площадь первой работы составила 130 квадратных метров, а общая стоимость заказа — 350 тысяч рублей. Пока это наш единственный крупный и дорогой заказ.

Потом на пару лет я вернулся к старой схеме — переадресовывал запросы напрямую художникам. Заниматься организацией мне было некогда, да и интереса не было. Но обращений становилось все больше, я получал такие запросы все чаще, и в 2019 году мы с другом основали агентство Street Vision. Через какое-то время он вернулся на постоянную работу, а я остался один. Но так как заказы уже были и бросить заказчиков и подрядчиков я не мог, то работа продолжилась без моего партнера.

Street Vision:

Выставка уличного искусства, которая проходит в Томске с 2012 года. Второй год подряд мероприятие откладывают — из-за финансовых проблем, а в этом году еще и по причине пандемии коронавируса.

Пришлось взрослеть

— Если честно, поначалу думал, что не смогу открыть никакую фирму: у меня уже было ООО, потом его заморозили, а после вообще ликвидировали. Но оказалось, что я не могу быть в составе учредителей, а открыть ИП все еще могу. Поэтому теперь у меня есть ИП.

Мы творческие ребята, юридически не подкованы, а разбираться в этом не хотелось. Но мы взрослеем и учимся. Все оказалось проще, чем мы думали. Сейчас я выполняю роль директора по продвижению, также у нас в команде есть финансовый и технический директор в одном лице, а еще менеджер проектов — это постоянный состав. Иллюстраторы, художники и другие специалисты работают с нами на конкретных проектах.

Хотя я и учился на экономе, но всегда считал, что бизнес-план нужен тем, кто делает бизнес. Но я занимаюсь скорее предпринимательством, которое основано на моих интересах и вышло из выставки Street Vision. Может быть, я не прав, но у меня такая позиция: сперва все происходит само по себе, а бизнес-план нужен, когда компания отработала хотя бы год. Мы как раз в 2020-м подошли к этому рубежу. Но вместо бизнес-плана у нас есть схема, в которой мы учитываем расходы на транспорт, материалы, риски вроде неправильно подобранного цвета краски и тому подобное.

У нас есть база иллюстраторов, художников, потенциальных клиентов: мы гуляем по городу, фотографируем стены, устанавливаем владельцев и связываемся с ними. Для внутренней коммуникации мы используем Trello — чтобы ставить и отслеживать задачи.

Кредиты мы не брали, но я собирался занять деньги у родственников. Есть вещи, которые в нашем деле лучше купить один раз, чтобы не тратиться на аренду: строительные леса, краскопульт. Но пока я эту идею отложил.

Самое главное, что мне пришлось освоить, — это работа со сметами, подрядчиками, логистикой и прочим. Когда мы делаем Street Vision, людей много, а в агентстве нас всего двое, и на мне больше задач управленческого характера.

Референс:

Вспомогательное изображение, рисунок или фото, используемые дизайнерами и художниками для определения и представления конечного результата работы.

Этапы работы

— У нас в агентстве есть поэтапный план, разработанный с учетом всех ошибок, которые мы совершили. Самое главное — чтобы у заказчика было видение. Иногда человек не знает, чего хочет. Мы собираем референсы, предлагаем иллюстраторов с разным стилем, чтобы у клиента был выбор. В целом работа выстраивается примерно в таком порядке:

1. Сбор информации от клиента.

2. Подбор иллюстратора.

3. Создание наброска.

4. Обработка деталей по замечаниям заказчика.

5. Выбор цветовой палитры.

6. Согласование эскиза.

7. Расчет стоимости переноса иллюстрации на поверхность.

8. Работа художника.

Права на иллюстрацию переходят к заказчику независимо от того, закажет он у нас оформление стены или нет. Кстати, мы всегда ориентируем клиента на то, чтобы иллюстрация жила не только в виде рисунка на стене, но и в качестве детали в других материалах, если речь идет о заведении. Например, рисунок используется в оформлении меню и аккаунтов в соцсетях.

Сколько стоит работа

— Поскольку рисование — это художественная задача, то конкретной цены у нее, как правило, нет. Стоимость иллюстрации без работы составляет от 5 до 15 тысяч рублей — в зависимости от уровня иллюстратора. Чем больше у человека опыта и богаче портфолио, тем выше цена его работы. Дальше все зависит от нескольких параметров:

  • сложность идеи (если она уже есть);
  • детализация иллюстрации;
  • количество цветов;
  • реалистичность (кто-то хочет рисунок, а кому-то нужен точный перенос фотоизображения на стену);
  • площадь поверхности и ее качество (нужно ли готовить стену к покраске, например);
  • расположение (для оформления фасада дома наверняка понадобятся строительные леса, автовышка и прочее оборудование);
  • погодные условия (на холоде и ветре краска из баллонов ложится хуже, соответственно растет ее расход).

С учетом всех этих условий цена работы варьируется от одной до шести тысяч рублей за квадратный метр, включая материалы. В Томске есть только один магазин, продающий баллоны с краской. Для крупных заказов мы делаем оптовые закупки, а краску в обычной таре берем в строительных магазинах, потому что там дешевле. Инструменты покупаем где-то еще. В общем, одной точки продаж в Томске нет, все ищем в разных местах исходя из сочетания цена-качество.

Поначалу мы брались за все заказы, чтобы набить руку и отработать регламент. Самым дешевым был наш первый заказ как агентству — оформление трансформаторной будки. Эту работу нам заказало одно рекламное агентство, бюджет был ограниченный, требования завышенные, поведение заказчика нас тоже не устраивало. В итоге мы потратили 28 тысяч рублей и ушли в минус на 8 тысяч. А самым большим заказом пока остается оформление двух стен фермерского рынка на набережной Томи у речного вокзала по заказу футбольной школы «Ермак» — его стоимость составила более 100 тысяч рублей. 

Конкуренты и заказчики


— Слово «конкуренция» я не люблю. Мой папа говорит, что в советские времена конкуренции не было, а было соревнование. Такая позиция мне намного ближе. Поэтому скажу так: конкурентов у нас нет, есть ребята, которые занимаются тем же самым — кто-то лучше, кто-то хуже. В основном это не юрлица, а частные художники, заточенные под свой стиль. Они делают не иллюстрацию, а эскиз, набросок, из которого вы не поймете, как это будет в итоге выглядеть на местности.

С нами работают много иллюстраторов и художников с разными стилями. Мы делаем визуализацию и фотопривязку будущей работы, показываем, как это будет выглядеть на стене в итоге. Наконец, мы организуем техническую поддержку работ — заказываем материалы, строительные леса при необходимости. Но по понятным причинам наши услуги дороже.

От частных лиц у нас была пара заказов в прошлом году. Самый любопытный — от жительницы Тимирязево. Она попросила оформить стену, на которую выходили окна ее квартиры, и поставила дедлайн на свой день рождения. Мы закончили работу в срок, и оказалось, что это был не просто заказ, а подарок.

В прошлом году на старте мы выполнили 20 заказов. Из-за кризиса в этом году мы сделали всего шесть работ. Больше всего я горжусь оформлением стены в South Spot bar. Там была комбинированная поверхность, мы рисовали не баллонами, а кистями. Важный момент: во время пандемии мы немного сместили акцент в работе агентства на производство контента. Для ряда томских компаний мы сейчас делаем дизайн, снимаем видео, работаем над продвижением услуг в соцсетях.

Организацией мероприятий мы тоже занимаемся. В этом году, понятно, еще ни одного не провели, а вот в прошлом сделали ивент в рамках форума Gorod IT: перед развлекательным центром «Факел» все дни форума работала открытая площадка с фудкортом и различными активностями. 
Развитие агентства

— Кризис сильно повлиял на бизнес, потому что наша услуга не необходимость, а роскошь, «хотелка». Спрос упал, почти все предварительные договоренности заморожены. Я как предприниматель не получил никакой помощи, потому что не попал в список пострадавших отраслей по ОКВЭДу: основным видом деятельности я указал малярные работы. При этом те, у кого основной вид деятельности — проведение мероприятий, получили помощь. Но пока все окупается, потому что у нас из затрат только аренда офиса, а материалы входят в смету. Думаю, в этом году мы заработаем только на оформлении интерьеров, а вот следующим летом, когда рынок поднимется, снова вернемся к экстерьерам и фасадным работам.


Читайте также