Задать вопрос

Ответ на вопрос

Законны ли действия авиакомпании по возврату компенсации за отказ от поездки?

Юридическая

На весенние каникулы от предприятия планировали групповую поездку детей сотрудников в Санкт-Петербург. Купили билеты на рейс «Аэрофлота» еще в начале года. К весне эпидемиологическая обстановка стала накаляться, хотя официально ничего еще не закрыли. Родители решили не рисковать и отказались от поездки. Авиакомпания удержала с нас штраф за добровольный отказ. Но вместо денег выдали сертификаты со сроком действия до марта 2023 года. Оказалось, что мы можем использовать сертификаты только для себя и ближайших родственников, а третьим лицам их передавать нельзя. И только после истечения срока годности сертификата можно получить деньги. Законно ли это?

Татьяна Исакова
Татьяна Исакова
эксперт-юрист РЦФГ

— Минтранс России в своем письме разъяснил условия возврата провозной платы за авиабилеты (письмо от 14.07.2020 N Д1/16347-ИС).

С 8 июня 2020 года вступил в силу закон, который установил особый порядок возврата пассажиру провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных ЧС, введении режима повышенной готовности или ЧС на всей территории РФ либо на ее части (статья 107.2 Воздушного кодекса). При наступлении таких ситуаций авиакомпания обязана вернуть пассажиру провозную плату по договорам воздушной перевозки. Возврат осуществляется как в случае отказа пассажира от перевозки, так и в случае отмены рейса перевозчиком.

Указанные правила применяются к билетам, купленным до 1 мая 2020 года, на перелеты с 1 февраля по международным авиаперевозкам в Китай, с 18 марта — по всем внутренним и иным международным воздушным перевозкам. Правило распространяется также на невозвратные билеты. Порядок и сроки возврата средств установлены положением, утвержденным постановлением правительства от 06.07.2020 № 991. При этом указанный порядок не применяется в отношении чартерных рейсов.

Правила предусматривают два варианта развития событий:

1. Перевозчик вправе изменить условия договора (в части даты, времени, маршрута, типа воздушного судна).

2. Перевозчик может отказаться от исполнения договора (отменить рейс) и вернуть уплаченную провозную плату в порядке и сроки, установленные правительством в положении № 991.

Если вы хотите зачесть ранее оплаченную сумму и лететь в другие даты по тому же или иному маршруту, нужно направить перевозчику уведомление не позднее трех лет с даты отправления рейса, указанного в билете. Уведомление можно отправить через сайт авиакомпании, по почте или лично обратиться в пункты, предусмотренные правилами перевозчика. Перевозчик обязан принять уведомление и отправить пассажиру в течение 20 календарных дней подтверждение способом, который пассажир указал в своем уведомлении.

Сумма, ранее уплаченная пассажиром, должна быть принята в счет оплаты услуг авиаперевозки. Следовательно, если ваш рейс должен был состояться после 18 марта 2020 года, взыскание штрафа является необоснованным.

Если пассажир не воспользуется услугами авиакомпании с возможностью зачесть ранее оплаченную сумму в счет их оплаты, перевозчик обязан вернуть деньги по истечении трех лет с даты отправления рейса, указанного в билете. Возвратить провозную плату ранее трех лет с даты отправления рейса, указанного в билете, могут отдельные категории граждан:

  • инвалиды I или II группы;
  • лица, сопровождающие инвалида I группы или ребенка-инвалида II группы;
  • ветераны ВОВ;
  • члены многодетной семьи.

Эти категории имеют право на возврат провозной платы, в том числе по договорам, заключенным по невозвратным тарифам, в течение десяти дней со дня получения перевозчиком заявления о возврате. Иные категории пассажиров вправе подать заявление о возврате провозной платы по истечении трех лет с даты отправления рейса, указанного в билете.

Таким образом, независимо от того, уведомил ли пассажир перевозчика об отказе от перевозки или нет (даже если перевозчик не принял или не ответил на обращение пассажира), пассажир имеет право на зачет ранее оплаченной суммы в счет оплаты будущих авиаперевозок или на возврат провозной платы по договорам, заключенным по невозвратным и возвратным тарифам в сроки, установленные положением № 991, если эти договоры заключены и подлежат исполнению в диапазоне дат, указанных в пункте 1 этого положения.

При этом на сумму оплаченной провозной платы начисляются проценты за пользование денежными средствами в размере ключевой ставки ЦБ, действовавшей в соответствующие периоды. Проценты начисляются по день возврата денег пассажиру, но не позднее окончания четырехлетнего срока с даты отправления рейса, указанного в билете.

Если вы считаете, что перевозчик нарушает ваши права, вы вправе обратиться за их защитой в прокуратуру и в суд.

Задать вопрос эксперту

Вы можете задать вопрос через форму, либо по телефону 71-67-87, а также записаться на очную консультацию в РЦФГ по телефону 71-67-87