Даже солидный стаж и опыт вождения иногда не спасают автолюбителей от наезда на ямы и открытые люки, особенно если они никак не обозначены или если речь идет о темном времени суток. Кому предъявлять претензии, если вы «поймали» на дороге такой сюрприз, и можно ли компенсировать повреждения автомобиля?
Проблема с дорожным покрытием становится главной в Сибири каждую весну. Зимой асфальт не ремонтируют, а резкие перепады температуры в марте и апреле усугубляют ситуацию. То, что прошлой осенью было небольшой трещиной, к весне превращается в крупную выбоину. О комфортной езде по городским улицам можно забыть — водителям приходится активно маневрировать, объезжая ямы в асфальте, чтобы уберечь машину.
— На прошлой неделе мы подвели итоги дорожного ремонта 2018 года. Цифры не радуют. Асфальт не выдержал на трети участков. Часто причиной этого являются работы коммунальных служб, связанные с раскопками, — говорит Константин Юденко, координатор проекта «Дорожная инспекция ОНФ/Карта убитых дорог» в Томской области.
Из-за ненадлежащих дорожных условий (НДУ) страдают первым делом шины и диски. Но в зависимости от скорости движения, силы удара и конструкции автомобиля повреждения могут оказаться и более серьезными: рычаги подвески, шаровые опоры, опоры амортизаторов, рулевая рейка... А если из-за ямы на дороге водитель потеряет управление, последствия могут быть еще хуже.
Стоимость выправления простого автомобильного диска — несколько сотен рублей, а серьезные повреждения двигателя или подвески обойдутся владельцу машины в десятки или даже сотни тысяч. Оплачивать ремонт должны обслуживающие организации, которые отвечают за состояние дорог.
Цифра
Более 59 тысяч аварий, связанных с НДУ, зафиксировано в 2018 году на российских дорогах по данным ГИБДД.
Компенсация за НДУ
Наезд на яму подходит под определение ДТП, данное в пункте 1.2 правил дорожного движения: «Дорожно-транспортное происшествие — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб».
Возместить материальный ущерб, полученный в результате ДТП, должен его виновник. Часто водители не знают, кто виноват в плохом состоянии дороги, и винят климат, болотистые грунты или абстрактных «дорожников». Но в действительности за каждый участок дороги несут ответственность конкретные организации — туда и нужно обращаться за компенсацией.
— За 2018 год из 65 исков, поданных к администрации Томска о возмещении вреда, причиненного транспортному средству в результате некачественного ремонта городских дорог, удовлетворен 51, — приводит статистику начальник департамента правового обеспечения администрации г. Томска Дмитрий Журов.
Получить компенсацию вполне реально, но виновники ДТП не всегда идут навстречу автомобилистам и не компенсируют добровольно ущерб. Чтобы после попадания в яму не восстанавливать машину за свой счет, нужно соблюдать несколько правил.
ЗаконГОСТ на ямы
Размеры выбоин, ям и просадок на дорожном покрытии регламентирует ГОСТ Р 50597-2017. Если яма глубже 5 см, длиннее 15 см или шире 60 см, она не соответствует ГОСТу и ответственность за ДТП лежит на обслуживающей организации.
Правильное оформление ДТП
Если после наезда на яму вы поняли, что с машиной что-то не так, нужно остановиться, выставить знак аварийной остановки и вызвать сотрудников ГИБДД. Пока сотрудники едут, найдите свидетелей ДТП и запишите их телефоны и домашние адреса. Обратите внимание свидетелей на отсутствие предупреждающих знаков и плохое освещение, если авария произошла в темное время суток. Свидетелями могут быть и ваши пассажиры.
Когда экипаж ГИБДД прибудет на место аварии, вместе с инспекторами измерьте яму и зафиксируйте ее размеры. Лучше снять этот процесс на видео или сделать фото. Если яма больше положенных по ГОСТу размеров и рядом нет предупреждающих знаков, сотрудник ГИБДД может сразу вынести решение о виновности дорожных служб.
Суд может отказать в компенсации ущерба, если перед ямой стоит предупреждающий знак или ограждение. Все дело в пункте 10.1 ПДД, согласно которому водитель должен соблюдать скоростной режим, обеспечивающий полный контроль над машиной. Но если никаких предупреждений не было, этот пункт не сработает. В 2017 году Верховный суд РФ постановил, что водитель может среагировать на опасность, только если он о ней предупрежден.
Когда будет составлен протокол происшествия, убедитесь, что в него внесены контактные данные свидетелей, корректно составлена схема ДТП, зафиксированы данные об освещенности и об отсутствии предупреждающих знаков. Потребуйте копии всех документов. Причиной аварии укажите плохое состояние дорожного покрытия. Обязательно сделайте фото: бывают случаи, когда после аварии неровности дороги устраняются за считанные часы, — это снижает шанс на получение компенсации.
Повреждения автомобиля
Еще один важный пункт, на который нужно обратить внимание сотрудников ГИБДД, — это повреждения вашего автомобиля. Они должны быть зафиксированы в протоколе ДТП. А еще лучше сфотографировать их на всякий случай. Полную стоимость ремонта определяет независимая экспертиза, на которую желательно вызвать представителя организации, ответственной за участок дороги, на котором произошло ДТП.
Если машина застрахована по КАСКО, можно смело обращаться в страховую компанию — там проведут экспертизу и рассчитают сумму компенсации. Единственный тонкий момент — повреждение дисков и шин, к которому страховщики относятся по-разному.
— По правилам страхования ВСК повреждения шин и дисков, полученные на плохих дорогах, покрываются, если кроме них в результате ДТП пострадали и другие части машины, например бампер, порог или иные элементы, — объясняет директор томского филиала ВСК Виталий Пешков. — Однако если речь идет только об эксплуатационных повреждениях шин или дисков колес, событие не будет признано страховым. Исключение составляют повреждения, из-за которых изменилась геометрия колесных дисков.
Виновник ДТП обязан компенсировать не только повреждение имущества, но и вред здоровью. Даже если скорую вызывать не пришлось, но после аварии вы себя плохо чувствуете, пройдите обследование в больнице, возможны неявные травмы.
ПодробностиКакие организации отвечают за дороги
Федеральные трассы — Росавтодор
Открытые люки — Водоканал
Раскопки — коммунальные службы
Переезды — РЖД
Возмещение ущерба
Узнать, кто именно несет ответственность за участок дороги, на котором произошло ДТП, не всегда просто. Поэтому не всегда понятно, кому выставлять претензию. С этим должны помочь в ГИБДД: инспектор может составить постановление в отношении конкретного юридического лица. Другой вариант — обратиться в отделение Общероссийского народного фронта.
— Мы стараемся помогать людям в любых вопросах, связанных с дорогами, в пределах наших компетенций. Найдем адвоката, поможем определить, чья дорога, или составить запрос, — говорит Константин Юденко. — За 2018 год к нам поступило более 1 000 обращений от населения, в том числе и по дорогам.
Когда ДТП оформлено, независимая экспертиза проведена, пора подавать досудебную претензию. Ее нужно направить именно в ту организацию, которая несет ответственность за участок дороги с НДУ. Чтобы учесть все нюансы, лучше обратиться за помощью к юристам — это повысит шансы на получение компенсации. При небольшой сумме ущерба организация может возместить его добровольно. За компенсацией обращаются и страховые компании.
— После выплаты клиенту возмещения страховщик имеет право требования к лицу, ответственному за убытки. Страховая компания узнает, на каком участке дороги было происшествие и каким ГОСТам этот участок не соответствовал. После этого администрации города направляется претензия с документами, подтверждающими обстоятельства происшествия, — комментирует Виталий Пешков.
Если же виновник аварии не собирается решать вопрос мирным путем, придется обращаться в суд. Учитывайте, что суд может назначить повторную экспертизу состояния автомобиля, поэтому машину до окончания тяжбы ремонтировать нежелательно.
Часто автовладельцы не желают ждать решения суда или не верят в положительный исход дела. Они предпочитают отремонтировать машину за свой счет и не обращаться за компенсацией. Из-за этого обслуживающие организации не несут законной ответственности, и качество наших дорог оставляет желать лучшего. Если взыскание ущерба с таких организаций станет нормой, возможно, и дороги станут лучше.
— Томичи активно пользуются электронной Картой убитых дорог — это проект ОНФ, который обращает внимание чиновников на самые проблемные места транспортной инфраструктуры города. На карту можно добавлять фотографии ям с комментариями, — рассказывает Константин Юденко, — в прошлом году Томск занял первое место по количеству дополнений карты в СФО. Благодаря голосованию на сайте в список улиц, требующих ремонта в 2019 году, вошли Иркутский тракт, Большая Подгорная и Смирнова.