Задать вопрос

В ЦБ рассказали, как россиян обманывают в банках

24.08.2020

Ваши личные финансы
Редакция "Ваши личные финансы"

Только в 2019 году ЦБ получил 3,4 тыс. жалоб в отношении недобросовестных практик продаж, 2 тыс. из них — в отношении навязывания в офисах кредитных организаций финансовых продуктов, пишут «Ведомости» со ссылкой на доклад регулятора. 

В первом полугодии 2020-го доля жалоб на кредитные организации среди всех поступивших в ЦБ жалоб выросла с 57,5 до 71,9%. Регулятор описал 14 недобросовестных банковских практик, предложив меры по борьбе с ними. Такие, как «добросовестные» сценарии общения для банковских консультантов, аудио- или видеофиксация их разговоров с клиентами и переобучение сотрудников.

Впрочем, эксперты считают, что это не поможет исправить ситуацию. 

«Мисселинг (подмена продуктов, когда, например, вместо депозита клиенту предлагают инвестиционное страхование жизни, утверждая, что это практически то же самое), навязывание продуктов и услуг, введение в заблуждение клиентов — эти проблемы ЦБ не может решить в течение пяти последних лет, — отмечает председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. — Рекомендация записывать общение сотрудников банка с клиентами тоже не решит эти проблемы из-за ее юридического статуса — выполнять ее не обязательно».

В других странах уже есть примеры успешной борьбы с недобросовестным поведением финансовых организаций, отмечают эксперты. Так, в Великобритании по результатам расследования было принято решение о полном возврате всех денежных средств клиентам, в отношении которых применялись недобросовестные практики. В итоге банки вернули гражданам в общей сложности порядка 50 млрд фунтов. 

«Этот прецедент быстро остановил недобросовестные практики в Великобритании», — отмечает Янин. Кроме того, в борьбе с недобросовестными практиками помогут законодательные изменения, которые дадут гражданам возможность получать свои деньги обратно, считает эксперт.

Читайте также