Задать вопрос

В России запустят сервисы против подмены номеров мошенниками

08.12.2020

Ваши личные финансы
Редакция "Ваши личные финансы"

Банки и операторы запустят сервисы против подмены номеров мошенниками, пишет РБК. Но новая система не станет панацеей, предупреждают эксперты.

ЦБ за первое полугодие 2020 года заблокировал более 9,7 тыс. мошеннических телефонных номеров, почти в четыре раза больше, чем за январь-июнь прошлого года. Около 80% злоумышленников звонили гражданам с подменных номеров банков. «Количество мошеннических звонков гражданам России достигает 100 тыс. в сутки, телефонное мошенничество в РФ уже имеет все признаки национального бедствия», — сказал представитель Сбера.

Крупнейшие банки и сотовые операторы начинают запускать антифрод-решения (от англ. fraud — мошенничество) по борьбе с подменой телефонных номеров злоумышленниками, рассказали изданию представители Тинькофф Банка, Сбербанка и ВТБ. 

Антифрод-платформа предусматривает обмен данными между банком и мобильными операторами в режиме реального времени для выявления подозрительных звонков. «Одна из распространенных схем мошенничества — звонки с подменных банковских номеров. Во время таких вызовов платформа устанавливает, действительно ли вызов инициирован банком. Если подтверждение о подлинности не приходит, платформа фиксирует номер как подозрительный и отправляет сообщение об этом в банк», — сказал представитель Тинькофф Банка. Затем банк может приостановить нетипичные операции по банковской карте после подозрительного звонка клиенту до выяснения обстоятельств.

Чтобы сделать платформу более эффективной, операторы связи создадут общую базу мошеннических номеров телефонов с помощью аналитики больших данных для более точного выявления звонков от мошенников, добавляет представитель Tele2: «Такие вызовы определяются с помощью анализа информации о звонке и типе объекта, откуда он поступает».

Эта технология может стать одним из компонентов в комплексе мер по эффективному противодействию злоумышленникам, но ее внедрение не будет панацеей: важно анализировать множество параметров, в том числе информацию об устройстве и пользователе, считают в «Лаборатории Касперского». По мнению эксперта дата-центров Oxygen, система будет эффективно работать, если мошенники используют подмену банковских номеров, однако в большинстве случаев мошенники даже не пытаются заменить номер на банковский, а используют другие подставные номера и тогда идентифицировать такой звонок как мошеннический практически невозможно.

Обмен информацией между банками и операторами создает новый «фронт» для мошенничества, предупреждает Кулаков. В случае компрометации злоумышленники могут получить доступ к базе всех совершенных звонков, добавляет Голованов. По его мнению, проблема должна решаться не новыми технологиями, а повышением грамотности банковских клиентов в вопросах финансовой безопасности.