В России может появиться первая общедоступная база движимого залогового имущества. Вести реестр поручено нотариусам. В результате любой потенциальный покупатель сможет проверить, не находится ли предмет его сделки под обременением. В первую очередь это поможет навести порядок в сфере автокредитования, где доля машин, неправомерно продаваемых из-под залога по банковским кредитам, доходит до 10%. Банки предоставлять данные в реестр готовы.
Группа депутатов во главе с председателем комитета по конституционному законодательству Владимиром Плигиным внесла в Госдуму законопроект об изменениях в Гражданском кодексе, законодательстве о нотариате и федеральном законе "О залоге". Существенная часть документа посвящена вопросу регистрации залога движимого имущества.
В законопроекте впервые появились конкретные предложения по формированию базы залогового движимого имущества, которую будут вести нотариусы. Предполагается создание электронного реестра движимого залогового имущества, определяются правила его работы, порядок формирования и стоимость услуг нотариусов. Информация о заключении договора залога будет передаваться нотариусу, который в течение часа должен будет внести данные о залоге в реестр. Информация о заложенном движимом имуществе будет размещена в открытом доступе в интернете.
Таким образом, любое лицо, будь то, например, покупатель подержанного автомобиля или банк, принимающий имущество в залог, сможет проверить, не имеет ли оно обременения.
"К сожалению, сейчас нередки продажи заложенного имущества или его залог одновременно нескольким кредиторам, поэтому норма по регистрации таких сделок просто необходима",— отмечает Владимир Плигин. По оценкам банкиров, в 2012 году в России неправомерно продавался примерно каждый десятый автомобиль, заложенный в банке по кредиту.
Созданию тотальной системы учета залогов движимого имущества может помешать то, что внесение информации о залоге в реестр предлагается сделать добровольным. Внести информацию сможет и залогодержатель (кредитор), и залогодатель — без согласия второй стороны сделки. Авторы законопроекта рассчитывают, что залогодержатели (банки, ломбарды) будут заинтересованы в пополнении базы данных. Так, залогодержателям, регистрирующим залоги, предлагается предоставить юридические преференции. Приоритетное право на взыскание залога, если клиент не исполняет свои финансовые обязательства, получает кредитор, который первым внес данные об этом залоге в реестр. В случае приобретения третьим лицом имущества, зарегистрированного в реестре залогов, покупатель станет правопреемником обязательств залогодателя, то есть по сути ему придется выплачивать кредит, обеспечением по которому является этот залог.
В таких условиях будет прямой смысл регистрировать залоги, отмечают банковские юристы. "Взыскать перепроданный третьим лицам залоговый автомобиль можно будет, только если сведения о залоге есть в реестре,— указывает директор юридического департамента Юникредит-банка Наталья Окунева.— Залогодержатель в случае неподачи сведений о залоге в реестр фактически лишается судебной защиты и права обратить взыскание на залог, что делает саму сделку о залоге ничтожной".
Для добросовестных банковских заемщиков, берущих кредит, например, под залог автомобиля, его регистрация в реестре облегчит получение ссуды, уверены банкиры. "Единый реестр залогов в открытом доступе поможет сократить время рассмотрения заявки на кредиты и количество документов, которые банк требует у заемщика",— говорит зампред правления Абсолют-банка Евгений Ретюнский. По его словам, существующие у бюро кредитных историй базы залоговых автомобилей не содержат исчерпывающей информации, и полностью полагаться на них невозможно. На данный момент такие базы есть у НБКИ и "Эквифакс кредит сервисиз", они содержат данные примерно об 1 млн и 500 тыс. залоговых автомобилей соответственно.