Уже летом текущего года правительство России может снизить утилизационный сбор на импортные автомобили.
РФ с 1 сентября 2012 года начала взимать утилизационный сбор на легковые и грузовые автомобили, которые выпускаются на территории РФ или ввозятся из других стран (кроме стран Таможенного союза), базовый размер сбора составляет 20 тыс. рублей.
Исключения по уплате утилизационных сборов предусмотрены для отдельных категорий лиц, пользующихся установленными льготами при ввозе автомобилей на территорию РФ, а также для производителей, которые приняли на себя добровольные гарантийные обязательства по обеспечению безопасной утилизации выпускаемых ими автотранспортных средств. Такие гарантийные обязательства приняли на себя, в частности, ОАО "АвтоВАЗ", ОАО "КАМАЗ", группа "ГАЗ" и Sollers. Соответственно, они не платят утилизационный сбор.
По мнению экспертов, утилизационный сбор введен в РФ с целью защиты российских автопроизводителей после снижения таможенных пошлин на импортные автомобили в рамках вступления России в ВТО.
Европейский союз подверг критике механизм взимания утилизационных сборов в России после его введения.
Президент РФ Владимир Путин в декабре 2012 года в ходе саммита России и ЕС дал поручение проработать вопрос о выравнивании условий применения утилизационного сбора за автомобили. Позже замминистра экономического развития Алексей Лихачев заявлял, что может быть выбран один из двух способов: либо все автопроизводители (и российские, и иностранные) уплачивают утилизационный сбор, либо все дают гарантии последующей утилизации отработавших свой срок автомобилей.
Министр экономического развития Андрей Белоусов на прошлой неделе сообщил, что условия уплаты утилизационного сбора для российских и иностранных автопроизводителей планируется уравнять к середине 2013 года.