26 октября в Банке России прошло заседание Экспертного совета по защите прав потребителей финансовых услуг, на котором обсуждалась насущная для российских заемщиков проблема - невозможность отказаться от навязанного участия в программе коллективного страхования.
Напоминаем, что для добровольных видов страхования в России действует так называемый "период охлаждения" - время, в течение которого страхователь может расторгнуть договор страхования и вернуть уплаченную страховую премию. Сейчас этот период составляет 5 рабочих дней, а с 1 января 2018 года увеличится до 14.
Подключение заемщика, берущего потребкредит в банке, к коллективной программе страхования в принципе является делом добровольным. В принципе - потому что при отказе подписать согласие на участие в коллективной страховке, заемщик может получить ответный отказ от банка - в выдаче кредита. Согласившись, в надежде потом воспользоваться "периодом охлаждения", заемщик сталкивается с проблемой: страхователем в коллективной страховке выступает банк, следовательно и расторгнуть договор страхования может только он. Вернуть сумму страховки, отключившись от коллективного страхования нереально.
Регулятор предлагает распространить действие "периода охлаждения" и на программы коллективного страхования, внеся соответствующие изменения в закон «О потребительском кредите (займе)». В этом случае у заемщика появится возможность отключиться от коллективной страховки и вернуть страховую премию. Другое дело, что банк в ответ на это будет иметь право изменить ставку. Но об этом он заранее должен будет предупредить заемщика.