Задать вопрос

Томская школа финансовой журналистики провела первый «урок»

10.06.2014

Ваши личные финансы
Редакция "Ваши личные финансы"

6-7 июня в Томске работала «Томская школа финансовой журналистики». Мероприятие было организовано Департаментом финансов Томской области, проектом «Ваши личные финансы» и ГТРК «Томск» при участии Департамента информационной политики и общественных связей администрации Томской области и факультета журналистики НИ ТГУ.  

В мероприятии приняли участие журналисты, представляющие массмедиа Томска и области. В качестве экспертов и спикеров выступили представители администрации Томской области: заместитель губернатора Александр Феденев, первый заместитель начальника Департамента финансов Вера Плиева, начальник Департамента информационной политики и общественных связей Алексей Севостьянов, декан факультета журналистики НИ ТГУ Юрий Ершов. Гвоздем программы Школы стали известные московские журналисты — начальник Службы экономических новостей телеканала «Россия 24», главный редактор сайта vestifinance.ru Алексей Бобровский и экономический обозреватель телеканала «Россия 24» и радиостанции Business FM Григорий Бегларян. 

Первый «урок» в Томской школе финансовой журналистики носил характер конструктивного диалога, в ходе которого обсуждались актуальные проблемы современной финансовой журналистики, а главное — возможные пути их решения. Так, все эксперты единогласно признали, что сегодня журналисты, освещающие темы финансов и экономики, недостаточно компетентны в этой сфере. А между тем, отметил Алексей Севостьянов, «есть колоссальный запрос общества на информацию, в т. ч. финансовую и экономическую. Дать людям возможность ориентироваться в этой информации в изменившемся мире — задача журналистов». 

Второй проблемой эксперты назвали отсутствие на факультетах журналистики финансово-экономической специализации. «Большая проблема в том, что финансовой журналистике не учат. Но здесь возникает еще один вопрос — как этому учить, поскольку методик не существует. Люди, которые могли бы этому научить, пока еще сами являются практикующими журналистами и их трудно привлечь к образовательным процессам», — высказал свое мнение Алексей Бобровский. Декан факультета журналистики НИ ТГУ Юрий Ершов согласился с московским экспертом и пояснил ситуацию: «Журналистов готовят в университетской системе, а она государственная и строится на плановом заказе. Если не будет заказа от государства или от медиаотрасли, мы самостоятельно на такой риск не пойдем, ведь это избыточная квалификация, а подготовка обходится дорого». 

По мнению Григория Бегларяна, «проще переучить человека, который знает азы экономики, на финансового журналиста, нежели научить журналиста быть финансистом». Кроме знаний в области финансов и экономики, журналисту необходимо хорошо развитое логическое мышление, чтобы анализировать, сопоставлять факты и аргументированно их излагать, подчеркнул Григорий Бегларян. «Журналисту, который не разбирается в финансах, просто скучно о них писать, поэтому ему проще где-то взять готовую информацию, переделать ее на свой лад и в таком виде подать. Получится статья, в которой нет никаких аргументов», — добавил Григорий Бегларян. Алексей Бобровский поддержал точку зрения своего коллеги: «Журналист должен не только информировать, но и просвещать... Я все больше убеждаюсь, что журналист, который интересуется финансовой тематикой, должен быть универсалом, то есть человеком, который пытается разобраться в каждой проблеме достаточно глубоко. Это важно не только для того, чтобы доступно излагать информацию, но и для общения с экспертами в области  экономики. Ведь некомпетентный журналист попросту не поймет, о чем говорит эксперт».   

Присутствовавшие журналисты посетовали на закрытость многих финансовых организаций  для прессы и малое количество брифингов. Эксперты согласились, что сегодня журналистам действительно не особо доверяют. Причиной тому, полагает Алексей Бобровский, является все та же некомпетентность журналистов: «Чтобы заслужить доверие со стороны представителей финансовых организаций, журналисту нужно самому быть в каком-то смысле специалистом, интересоваться финансами». 

Вера Плиева в своем выступлении заострила внимание на подаче журналистами информации о бюджете и отметила, что в силу своей специфичности бюджет требует очень внимательного отношения и скрупулезности. Из-за непонимания и поверхностного изучения журналистами информации о бюджете она часто публикуется в СМИ в искаженном виде, отметила Вера Плиева и привела показательный пример с интерпретацией информации о профиците областного бюджета: «Есть такое понятие, как профицит. Как правило этот термин возникает, когда мы даем информацию об исполнении бюджета, в том числе в СМИ. Как это интерпретируют журналисты? Они считают, что если есть профицит, значит денег много, но люди при этом все равно бедствуют. Такая интерпретация непрофессиональна и некорректна. Профицит — это абсолютно техническая вещь. Если бюджет изначально был принят с дефицитом, он исполняется неравномерно, и как правило в первом квартале расходы идут очень медленно, поэтому образовывается профицит. Но он не означает, что появились излишки средств. Прежде чем преподнести информацию о бюджете, нужно разобраться, ведь как журналист интерпретировал информацию, так ее и воспримут».  В заключение Вера Ивановна отметила, что Томская школа финансовой журналистики — мероприятие, необходимое как журналистам, так и представителям финансовых учреждений для налаживания сотрудничества и обмена мнениями: «Мне нравится то, что мы делаем для повышения финансовой грамотности в Томской области. То, что мы сегодня здесь с вами собрались, не даст быстрого результата, но если такие встречи станут регулярными, а с вашей стороны будет взаимный интерес, то результат будет». 

Читайте также