Задать вопрос

Спасти и сохранить

26.04.2015

Ваши личные финансы
Редакция "Ваши личные финансы"

Купить автомобиль в нынешние времена — это лишь полдела. Гораздо сложнее справиться со второй его половиной — сохранить авто и всю его начинку в целости и сохранности. От автомобильных воров и угонщиков зачастую не спасают ни гаражи, ни охраняемые автостоянки, ни сигнализации. Причем интерес у преступников, по разным причинам, вызывают как встречающиеся на каждом шагу «Тойоты» и «шестерки», так и автомобили премиум-класса. Первые всегда могут «пригодиться» на запчасти, а вторые как правило «уводят» под заказ. Можно ли уберечь свое четырехколесное — впрочем, двухколесное здесь тоже не исключение — сокровище от посягательств со стороны криминала и как — об этом и пойдет речь ниже.

Начнем с того, что преступникам проще всего подобраться к вашей машине, когда она припаркована на улице: у дома, во дворе, прямо под окнами или чуть в стороне — неважно. По статистике, предоставленной пресс-службой УМВД по Томской области, подавляющее большинство угонов совершается именно с придомовых парковок. И, естественно, в темное время суток — с полуночи до шести часов утра.

Понятно, что не у всех есть возможность приобрести гараж или поставить автомобиль на платную охраняемую стоянку, кстати, и это далеко не всегда спасает, но дополнительный уровень защиты все равно играет свою роль в судьбе машины. Забегая вперед, скажу, что именно дополнительные уровни и помогут максимально обезопасить ваш автомобиль — какое-то одно средство, будь то сигнализация или механический блокиратор, очень уязвимо само по себе. А вот когда они в связке, то существенно осложняют работу ворам и угонщикам.

Техника угона

В среднем угон автомобиля занимает 10-15 минут. Что должен успеть сделать угонщик за это время? Рассмотрим простейший вариант. Во-первых, ему необходимо отключить сигнализацию, либо же лезть напролом под звуки сирены. Впрочем, если сигнализация не установлена, этот пункт можно опустить. Если «сигналка» установлена, ему необходимо найти блок управления и обесточить его. Затем угонщику надо проникнуть в моторный отсек, дабы снять блокировку двигателя — и здесь ему серьезно может помешать блокиратор капота. Если все эти препятствия преодолены, то преступнику остается завести двигатель и уехать в одному ему известном направлении. Если опять же в салоне не установлены механические блокираторы руля, педалей или коробки передач.

Так вот, если учесть все эти «если», то 10 минут угонщику не хватит. А может и просто не хватить терпения, и он оставит вашу машину в покое. Пусть и в несколько искореженном виде. По статистике (весьма приблизительной), минимум треть подобных преступлений не доводятся до логического завершения из-за того, что угонщики просто не справились со всем блоком защитных приспособлений, пусть даже простейших.

«У меня на машине на колесах стоят «секретки» — секретные гайки. Если мой автомобиль «закажут», то они, конечно, не спасут. Однако случайным воришкам они будут не по зубам, и колеса останутся в целости и сохранности. Казалось бы, проще не придумать, и стоят они в пределах тысячи рублей, но какую-то защиту от кражи они все-таки обеспечивают. То же можно сказать и об остальных средствах безопасности. Когда машина вообще не защищена, она представляет собой идеальную добычу для злоумышленника», — говорит автомобильный эксперт Владимир Костнов.

От случайных угонщиков вас также спасут гараж или охраняемая автостоянка, но это только от случайных. Потому что в Томске были случаи, когда автомобили бесследно исчезали и из гаражей, и со стоянок. Причем в последнем случае владельцам приходилось постараться, чтобы добиться компенсации от владельцев «паркингов».

«Был случай, когда суд отказал в иске автовладельцу, чья машина была угнана со стоянки, только лишь потому, что у владельца этой стоянки не оказалось никаких документов на этот вид деятельности. То есть по сути он ни за что не отвечал. Так что прежде чем оставить свою машину на стоянке, поинтересуйтесь лицензией и прочими документами, которые регламентируют права и обязанности сторон в случае инцидента», — добавляет Владимир.

От «сигналки» до «штыря»

Итак, вернемся к средствам защиты. По мнению экспертов, ни одно даже самое «навороченное» противоугонное средство не может гарантировать максимальной безопасности само по себе. Специалист, разбирающийся в электрике и электронике и, что важно, специализирующийся на автомобилях, сумеет найти подход к системе и «обезвредить» ее. А если ему параллельно придется бороться и с другими средствами защиты, то шансы на спасение у вашего автомобиля увеличатся.

Как бы то ни было, без сигнализации все-таки не обойтись — именно она сообщит хозяину о том, что кто-то пытается проникнуть в автомобиль. Но на этом функционал простейших «сигналок» и заканчивается, да и отключить ее большого труда не составляет. Поэтому специалисты рекомендуют обратить внимание на сигнализации с возможностью блокировки двигателя, причем предпочтение отдать системам с цифровым, кодированным управлением блокировками по штатной проводке или отдельному проводу. Отключить сигнализацию будет несложно, а вот найти сам блокирующий элемент, установленный отдельно от центрального блока, будет проблематично.

Еще один важный элемент безопасности — защита моторного отсека. Не самого двигателя, а именно подкапотного пространства, где чаще всего устанавливается сирена и различные блокираторы. Почему именно там? Потому что искать их там гораздо сложнее да и неудобнее, нежели чем в салоне автомобиля. В связи с этим специалисты советуют установить на капот одно из запорных средств — электронных, механических, либо же комбинированных. Главная их задача — не дать преступнику с наскока проникнуть в отсек. А то и вовсе отбить у него желание угонять машину.

Что касается электронных противоугонных средств, то для большего спокойствия владельцам автомобилей рекомендуют обзавестись дополнительным иммобилайзером. Схемы расположения и принципы действия штатных иммобилайзеров, которыми укомплектованы практически все современные модели, угонщики уже достаточно хорошо изучили. И если вы подойдете к этому вопросу творчески, то сдвинуть вашу машину с места — точнее, завести и поехать — будет практически невозможно. Причем иммобилайзеры могут быть бесшумными и совершенно незаметными для угонщика и в итоге преподнести ему неожиданный сюрприз. В том смысле, что завести двигатель у него так и не получится.

Повторюсь, что все эти советы — для среднестатистического автолюбителя. Если у вас суперкар, то к системам безопасности надо будет отнестись куда более щепетильно. И если для автомобилей, которые не вызывают интереса у криминала, стоимость комплекса безопасности может варьироваться в пределах 2-3% от стоимости автомобиля, то у «популярных» моделей (об этом пойдет речь ниже) она должна составлять 6-8%. Таковы реалии: спокойствие стоит денег.

Теперь касательно механических приспособлений. Согласитесь, что возиться одновременно с блокиратором руля, педалей и коробки передач угонщику будет сложно. При этом даже сам вид механической системы безопасности очень часто отпугивает угонщиков от кражи авто. Понятное дело, что это не очень удобно и для самого владельца — каждый вечер устанавливать, каждое утро снимать, но… В принципе можно этим не озадачиваться. Только одним печальным утром у него может стать еще на несколько проблем меньше: где заправиться, где машину помыть, салон почистить… Потому что этой самой машины попросту может не оказаться на привычном месте.

И еще один момент, о котором необходимо помнить. «Вооружив» свой автомобиль электронными системами безопасности, ремонтируйте его в проверенных автосервисах. Потому что бывали случаи, когда во время ремонта автомобили тщательно изучали, находили все блокировки и «секретки» и устанавливали перемычки. То есть с виду у вашего авто все будет в порядке — машина будет вставать на сигнализацию, сниматься с нее, но… Но даже в режиме охраны «заряженный» на ваш автомобиль угонщик сможет спокойно ее завести и уехать — из-за установленных перемычек иммобилайзер не сможет заблокировать двигатель. Так что будьте бдительны.

«Если человек ответственно подходит к сохранности своего имущества, то здравый смысл подсказывает поставить и сигнализацию, и секретные гайки на колеса, и механический блокиратор, и застраховать. При этом КАСКО в таком случае будет стоить дешевле. То есть, единственный путь — оборудовать автомобиль комбинированными средствами против угона и застраховать машину», — считает эксперт Владимир Костнов.

Для охраны автомобиля можно использовать и креативный подход. Так, некоторые советуют вложить под обшивку сотовый телефон со специально приобретенной сим-картой и постоянно подключенный к питанию. В случае угона машину можно будет найти, запеленговав ее по подключенной «симке» — угонщики этого просто не заметят.

Ну, или повесить на лобовое стекло стикер: «Осторожно, в салоне змея»…

К чему весь этот ликбез? К тому, что, по мнению экспертов, в связи с нынешней экономической ситуацией прогнозируется увеличение количества угонов. Причем предпочтения злоумышленников могут измениться. Примерно такая ситуация сложилась в 2009 году, когда стали угонять машины, которые не пользовались до этого особым спросом. Чем более массово продавалась модель, тем более высоким будет спрос на ее запчасти и, следовательно, именно к ней возрастет и интерес угонщиков.

«Я считаю, что к лету статистика будет ухудшаться — по угонам, кражам запчастей, аккумуляторов, магнитол и так далее. Угонов будет, конечно, не в два раза больше, но угонять все же станут чаще. И не только на запчасти и под заказ, а для того, чтобы потом продать машину целиком, по прошлогодним, условно говоря, ценам. Ведь любителей купить чего подешевле, хоть и непонятно откуда, у нас всегда было достаточно», — считает Владимир Костнов.

Что угоняют в Томске?

По данным пресс-службы УМВД РФ по Томской области, в прошлом году было зарегистрировано 322 случая краж и угона автотранспорта. Самой популярной была продукция «ВАЗ» — таковых было угнано 185 единиц, и больше всего среди них «шестерок» — 57 штук.

Иномарки угоняли кратно реже: всего 62 автомобиля, 26 из которых — различные модели Toyota, девять — Nissan, шесть — Mitsubishi и 21 автомобиль других производителей.

За два месяца нынешнего года зарегистрировано 36 краж и угонов, и в лидерах здесь также остаются «Жигули» — 20 автомобилей. За январь-февраль прошлого года в Томске и области были угнаны 33 транспортных средства, 19 из которых были изготовлены на «ВАЗ».

«Причиной, по которой автомобили отечественного и иностранного производства становятся объектом посягательства, является то, что в основной своей массе данные автомобили не оснащены охранными сигнализациями», — пояснили нам в пресс-службе.