В Instagram очень часто проводят так называемые гивы — розыгрыши, в которых участники выполняют ряд условий, чтобы получить подарки (смартфоны, ноутбуки, денежные призы и т. д.).
Базовое условие участия в гиве — подписка на аккаунты спонсоров, которые и обеспечили эти призы. Победителя выбирают случайным образом с помощью специальных приложений или генератора случайных чисел.
ЗАЧЕМ ЭТО ЗВЕЗДАМ?
Для звезд и спонсоров такие гивы — способ раскрутки, который позволяет набрать большое количество подписчиков за пару дней. Выгодно всем, но особенно — мошенникам.
Участникам мошеннических розыгрышей, как и в других гивах, нужно подписаться на главный аккаунт, а затем перейти по ссылке в описании профиля и открыть свой подарок... которым может оказаться вирус-троян, крадущий ваши платежные данные.
Еще, может быть, подарок будет не вам, а мошеннику — в виде доступа к вашему аккаунту для дальнейшего распространения спама. Другой вариант подразумевает внесение небольшого платежа для участия в конкурсе, в котором якобы разыгрывается огромный куш. После получения данного платежа мошенники уходят по-английски.
ТИПЫ МОШЕННИЧЕСТВА НА ГИВАХ В ИНСТАГРАМЕ:
1. Прямая подделка (используется фальшивый аккаунт и настоящая знаменитость)
В этом случае создаются аккаунты-однодневки, имитирующие настоящую знаменитость, и объявляются конкурсы с преувеличенно большими призами, чтобы обеспечить максимальное вовлечение. Так как такие аккаунты достаточно быстро блокируют (по первой серьезной жалобе), для них главное — как можно скорее набрать аудиторию, ради чего мошенники не скупятся на обещания.
2. Взлом учетной записи (используется настоящий аккаунт и настоящая знаменитость)
Та же схема, но в этом случае через фишинг угоняется реальный верифицированный аккаунт знаменитости с галочкой, на котором объявляется максимально щедрая «раздача слонов». Так как срок жизни такого аккаунта еще короче, чем аккаунта-однодневки (настоящий владелец потребует его обратно, скорее всего, в течение суток), призы обещают еще более фантастические.
3. Deep Fake (используется фальшивый аккаунт и фальшивая знаменитость)
Мошенники используют также фальшивые аккаунты, однако на них размещается видео с реальными знаменитостями, которые реальным голосом обещают призы за участие. Реальны они только с виду: в случае таких уникальных кибермошенничеств используется либо искусный монтаж существующих кадров с синтезатором речи, либо с помощью технологии Deep Fake лицо знаменитости пересаживают на подходящего по комплекции актера. На видео «звезды» обещают заманчивые призы, смартфоны, технику, автомобили.
Так как звезды действительно время от времени проводят гивы с щедрыми призами от спонсоров на огромную аудиторию, всем участникам таких розыгрышей нужно знать «правила игры». На что обращать внимание участникам «гивов» — рассказывают эксперты Центра цифровой экспертизы Роскачества.
- Проверяйте галочку верификации у аккаунта знаменитости, которая проводит гив. Не участвуйте в гивах аккаунтов без галочки и, тем более, в розыгрышах неизвестных вам блогеров.
- Внимательно читайте пост с описанием конкурса. Если призы слишком щедрые, в тексте встречаются ошибки, а его стиль и тематика резко отличаются от привычной вам подачи в аккаунте, есть повод насторожиться.
- Никогда не переходите ни по каким «ссылкам в описании профиля» в таких конкурсах. Внешние ссылки такого рода чаще всего ведут на мошеннические и фишинговые сайты, где пользователей просят ввести личные данные, в том числе банковских карт. Затем счет жертвы опустошается.
- Никогда не платите за участие в «социологических исследованиях», гивах и конкурсах, в том числе уже после объявления о выигрыше, некую «комиссию за отправку приза» или за «конвертацию валют».
- Не делайте репосты сомнительных публикаций — так вы способствуете распространению мошенничества, и кто-то из ваших близких или других подписчиков может потерять деньги и персональные данные.
- Проверяйте, производит ли страница впечатление реальной. Она должна быть создана задолго до гива, а число лайков не должно быть несопоставимо малым по сравнению с количеством фолловеров (подписчиков).