Задать вопрос

Сколько зарабатывает автоинструктор-женщина?

17.11.2023
Наталия Трачук, фото: Елена Бронникова

Наталия Трачук, фото: Елена Бронникова

Наталия Трачук три года работает автоинструктором — помогает людям освоиться за рулем, научиться проезжать сложные перекрестки и «кольца», подготовиться к экзаменам в ГИБДД или восстановить утраченные за годы без вождения навыки. В профессию пришла случайно, но ничуть не жалеет. Наталия рассказала, насколько сложно получить эту специальность, как выгоднее работать — на себя или в автошколе — и не мешают ли в работе стереотипы о женщинах за рулем.

Обучение

Геофизик по образованию, Наталия Трачук последние десять лет пекла торты на заказ у себя дома и продавала их через соцсети. Но привычный уклад изменила пандемия: поток клиентов сократился, и того, что удавалось зарабатывать, не хватало на жизнь. Возвращаться к геофизике после долгого перерыва Наталии не хотелось.

— Нужно было снова все осваивать, вспоминать, а я решила осваивать кардинально новое. Увидела, что в автошколу требуется инструктор по вождению. Они готовы были принять без опыта и сами проводили обучение, — рассказывает Наталия.

Чтобы работать инструктором, нужно иметь стаж вождения не меньше трех лет и пройти обучение в лицензированной автошколе. Таких, по словам Наталии, в Томске несколько. На обучение у героини, которая уже десять лет водит автомобиль, ушло несколько месяцев. В начале она вместе с курсантами школы прослушала теоретический курс по правилам дорожного движения и сдала экзамен. А после прошла через экзамены по вождению и стажировку. Первое время на ее занятиях с учениками присутствовал директор школы — оценивал работу и подсказывал в процессе. Но даже когда «корочки» уже в руках, обучение инструкторов не заканчивается — квалификацию нужно поддерживать. Наталия говорит, что почти каждый месяц они с коллегами сдавали экзамены по теории, а если директор школы замечал, что сотрудники начали ошибаться в решении билетов, организовывал для них повторный курс лекций по ПДД.

Фото: Елена Бронникова Фото: Елена Бронникова

В автошколе Наталия Трачук работала больше двух лет. Учеников было много, а график напряженный — работа по 12 часов в день без перерыва

— Оплата у нас была почасовая, за 60 минут работы на машине школы мы получали по 300 рублей. Оклада у автоинструктора нет, но обычно все сотрудники оформлены официально, — объясняет Наталия.

В прошлом году Наталия решила получить дополнительное образование и поступила в магистратуру Томского педагогического университета на психолога. Несмотря на то, что занятия в университете проходят в вечернее время, совмещать работу в автошколе и учебу стало сложно, и Наталия приняла решение уйти в частную практику и работать на своей машине.

Переоборудование авто

Чтобы проводить занятия вне школы, кроме документов, подтверждающих квалификацию инструктора, нужен специально оборудованный автомобиль. На соседнее с водительским место устанавливают дополнительную пару педалей — тормоз и сцепление (для машин с МКП, в «автоматы» ставят только педаль тормоза — прим. ред.). Педали должны соответствовать параметрам, заданным ГИБДД, и иметь государственную лицензию. Наталия говорит, что в Томске переоборудованием авто занимается лишь одна компания, а на все процедуры она потратила около 50 000 рублей.

С апреля 2023 года автомобиль Наталии зарегистрирован как учебный и она проводит занятия самостоятельно. Никакая специальная страховка для учебного автомобиля не нужна, только ОСАГО. 

— Учебные автомобили очень редко попадают в аварии по своей вине, обычно виноват кто-то другой. Потому что это единственные автомобили, которые всегда ездят по правилам. Но если происходит ДТП, то в любом случае инструктор считается водителем, а ученик идет просто как свидетель, у него нет водительского удостоверения. Если мы нарушили правила, то штраф выписывают мне, — объясняет героиня.

Репетитор по вождению

Сейчас Наталия Трачук самозанятая и ищет клиентов в Сети — на «Авито» и сайте автоинструктор.ру, многие приходят по рекомендациям или знакомству. Учатся у Наталии люди разного возраста — от студентов до пенсионеров. В основном это те, кто уже учился или учится в автошколе, но ищет дополнительную практику, либо те, кто давно получили права, но несколько лет не садились за руль и хотят вернуть навыки.

Одно занятие по вождению длится 90 минут, в день Наталия старается провести 2-4 урока, чтобы успевать в университет. За каждый урок берет с клиента 1 500 рублей. Говорит, это средняя по городу стоимость занятия по вождению как у частного инструктора, так и в автошколе. Иногда Наталия проводит занятия на автомобиле клиента, когда у того уже есть права. Сезонности в работе нет — ученики приходят круглый год.

Фото: Елена Бронникова Фото: Елена Бронникова

— Сейчас трачу меньше времени и зарабатываю больше, потому что у меня остается вся сумма, нужно только отнять от нее расходы на автомобиль, техобслуживание, топливо и уплату налогов. Если я работаю в автошколе даже на своей машине, то больше половины отдаю директору. Директор со мной, скорее, делится, — объясняет Наталия. — Если же говорить о стабильности, то в автошколе всегда предсказуемое количество учеников, а когда работаешь на себя, то их может быть то много, то мало, то нисколько.

Многие инструкторы, по словам Наталии, совмещают работу в автошколе и частную практику.

Машина Наталии еще не старая, поэтому ломается редко. Но каждые 10 000 км, а для Наталии это каждые полгода, нужно проходить техосмотр и тратить на него по 5 000 рублей. За рабочий день героиня проезжает в среднем 100 км и заливает 10 л бензина.

Про предрассудки

— Мы со знакомым инструктором примерно в одно время переоборудовали машины, и ко мне уже пошел народ, а к нему — меньше. И он у меня спрашивал, почему так. Я ответила: «У меня есть плюс — я женщина», — шутит Наталия. — За все время мне встречался только один человек, который не доверял женщине как водителю, больше таких ситуаций не было. Часто в автошколе мы с напарником работали на двух одинаковых машинах и нам меняли учеников — многие потом после занятия просились у меня остаться.

Фото: Елена Бронникова Фото: Елена Бронникова

Наталия Трачук говорит, что многие клиенты специально ищут женщину-инструктора. Это может быть обусловлено разными причинами: некоторым женщинам религия запрещает находиться наедине с чужим мужчиной, а кто-то считает, что женщины-инструкторы более спокойные, мягкие в общении, не ругаются и эмоционально не давят на ученика.

— Как-то ко мне девочка приходила из автошколы, села за руль и сразу начала плакать. Потом рассказала, что инструктор на нее постоянно кричал. Хотя и мальчишек молодых у меня много училось, с удовольствием ко мне шли, слушаются, как маму, — улыбается Наталия.

В целом женщин среди автоинструкторов уже немало, в Томске они работают и в автошколах, и ведут частную практику, говорит Наталия. Только ей встретилось не менее пяти человек. А сложности в работе связаны скорее не с полом, а с трудностями в общении.

— Трудности бывают, когда приходит сложный человек. Особенно при работе в автошколе, когда учеников назначают, не спрашивая. Например, был ученик, который все занятие ругался матом. Отказаться от работы с кем-то в принципе можно было и в автошколе, сейчас я тоже могу выбирать клиента. Но в основном работа очень интересная и в удовольствие, потому что встречаешься и общаешься с людьми не только о том, куда руль крутить, а обо всем, — говорит Наталия.

Несмотря на хорошие отношения, дружбу она ни с кем из клиентов не завела, потому что старается сохранять субординацию. 

Сейчас Наталия Трачук заканчивает обучение и даже пишет магистерскую диссертацию об особенностях обучения людей вождению. Верит, что это привнесет в работу с учениками что-то новое.

Теги:

Читайте также