Задать вопрос

Приемы самообороны от финансового мошенничества

15.06.2016

  По данным соцопросов, большинству россиян известно о существовании различных форм мошенничества на финансовых рынках. Однако новые способы обмана появляются постоянно, а мошенники зачастую прибегают к психологическим атакам и нестандартным приемам. Нужно быть готовым и уметь адекватно реагировать на них. Незаконное использование имени и брендов известных организаций, которые пользуются доверием у населения, — одна из наиболее частых форм мошенничества.

Мошенники используют 5 основных способов, в которых так или иначе упоминается Банк России, чтобы выманить средства у граждан. Эти схемы чаще всего применяются в отношении социально незащищенных категорий населения, особенно граждан пожилого возраста.  

«Денежная компенсация»

По телефону или через SMS-сообщения, представляясь сотрудниками Банка России или его уполномоченными, например, судебными исполнителями, мошенники предлагают получить денежную компенсацию за ранее приобретенные товары или оказанные услуги. В зависимости от ситуации для этого необходимо предварительно оплатить «налог», «госпошлину» или «страховой сертификат». В случае согласия человеку как правило предлагается перевести деньги на счет некоего физического лица. Для большей убедительности мошенники упоминают в разговоре адрес Банка России (Москва, ул. Неглинная, 12), указанный на его официальном сайте.

Мошенник может представиться также адвокатом и назвать фамилию из официального списка коллегии адвокатов города или области, для убедительности направить даже якобы копии паспорта, служебного удостоверения, судебного решения, исполнительного листа и других документов. Однако на самом деле эти документы — подделка. Цель мошенников — прежде всего перечисление им денежных средств по различным основаниям в качестве условия получения обещанной компенсации. А если гражданин перечислил деньги, ему могут поступать повторные требования оплаты по так называемым дополнительным основаниям.

«Высокодоходный накопительный сертификат в ЦБ РФ»

Гражданин должен перевести средства на счет некоего «финансового представителя Банка России». Связаться с этим «представителем» после перевода, естественно, уже не удается.

«Ваша карта заблокирована!»

В SMS в строке «Отправитель» отражается номер телефона или текст, который должен указывать на принадлежность к Банку России. Например, может использоваться слово «Сentrobank» или другие слова и словосочетания, которые ассоциируются с Центральным банком. Цель мошенников: если получатель сообщения перезванивает по указанному номеру, мошенники, представляясь работниками Банка России, пытаются выяснить у него данные карты, включая PIN-код, либо стараются побудить адресата предпринять некоторые действия с использованием банкомата для вымышленной разблокировки карты.

«Вы выиграли в лотерею!»

В рекламных буклетах и каталогах подобных фирм указаны названия несуществующих кредитных организаций-партнеров, созвучные с наименованием Банка России (ОАО «ЦБ», ОАО «БР», «Банк Российский», ЦБР и прочее).

Все эти способы мошенничества связаны с невнимательностью, доверчивостью или неосведомленностью граждан!

Инструкция

Банк России рекомендует:

1. Проявлять бдительность и не реагировать на сомнительные предложения незнакомых лиц перечислить деньги для получения разного рода призов, выигрышей, компенсаций за ранее приобретенные товары различного назначения, включая медицинские.

2. Не перечислять деньги на предлагаемые счета и номера телефонов, игнорировать предложения о передаче денег при личной встрече.

3. Внимательно обдумать ситуацию, прежде чем принимать любое решение, связанное с расходами по предложениям от незнакомых, посоветоваться с близкими и родственниками.

4. Перепроверять любую информацию, поступившую от неизвестных вам людей. Если они выступают от имени учреждения (Банка России, Министерства финансов, прокуратуры, коллегии адвокатов и т. п.), предварительно позвонить в эту организацию по ее официальным телефонам.

5. Немедленно связаться с контактным центром коммерческого банка, выпустившего вашу карту, при получении SMS-сообщения о блокировке банковской карты. Причем сделать это по телефонам, указанным на карте, а не в SMS-сообщении. Никому не сообщать PIN-код карты, даже сотрудникам банка. Подлинные сообщения банка как правило направляются адресно и содержат последние цифры карты держателя.

6. Немедленно обращаться в правоохранительные органы при малейших подозрениях на обман.

Помните: Центральный банк Российской Федерации не осуществляет банковские операции с физическими лицами, то есть не работает с населением как с клиентами. Кроме того, Банк России не рассылает SMS-сообщения и не выплачивает денежные средства, включая различные компенсации, выигрыши и т. п.

Для оказания помощи гражданам в Банке России работает Служба по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров, имеющая разветвленную сеть на всей территории страны. Обращения и жалобы на деятельность финансовых организаций, являющихся поднадзорными Банку России, можно направлять как через специально созданный раздел «Интернет-приемная» на сайте Банка России www.cbr.ru, так и в письменном виде.

Каждый желающий может позвонить в контактный центр Банка России по номеру 8 800 250-40-72 (бесплатный звонок из регионов России).

Читайте также