Центробанк меняет отношение к жалобам потребителей финансовых услуг. От реактивной реакции на жалобы регулятор хочет перейти к другому виду надзора в этой области - превентивному. Для этого некредитные финорганизации, например, обяжут наглядным способом предупреждать о рисках "займов до зарплаты".
Уже в будущем году ЦБ планирует внедрить приложение для смартфонов, скачав которое можно пожаловаться на действия участников финрынков, а компании, занимающиеся онлайн-займами, должны будут ввести специальную кнопку для обратной связи.
Об этом в интервью "Известиям" рассказал новый руководитель Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров Банка России Михаил Мамута.
По его словам, у Банка России есть своеобразный маяк на ближайшие 3 года - "Основные направления развития финансовых рынков", где на одно из главных мест поставлена задача повышения доверия потребителя к финрынку, жизненно важная для обеспечения его устойчивого развития. "Важно, чтобы потребитель доверял тем финансовым услугам, которыми он пользуется, и тем институтам, которые их предоставляют. В том числе если мы хотим создать фондовый рынок, в котором реальный сектор поддерживается за счет частных инвесторов", - сказал М.Мамута.
Доверие складывается из трех составляющих: наличия финансовых продуктов, которые востребованы людьми и экономически полезны для них, наличия механизмов, которые эффективно защищают потребителя в случае, когда его права нарушаются, а также из должного уровня понимания потребителем, какую финансовую услугу он получает, в чем заключаются ее риски, наконец, его способности сделать эффективный конкурентный выбор.
"Этот набор - защита прав потребителей, финансовая доступность и финансовая грамотность потребителя - образует новый функционал Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров. Наша задача состоит в том, чтобы развивать эти три направления максимально синхронно и комплексно", - заявил М.Мамута.
Говоря о новых задачах, которые ставятся перед службой, он отметил, что сегодня отклик службы на нарушения прав потребителя реактивный, т. е. разбирательство проводится после получения жалобы. "Но сейчас перед нами стоит задача перейти к такому надзору, который позволял бы предотвращать нарушения, минимизировать их количество, позволил бы улучшить качество существующих бизнес-моделей с точки зрения потребителя. Можно назвать такую форму надзора поведенческой, то есть направленной на контроль за поведением участников рынка по отношению к потребителям их услуг", - сообщил М.Мамута.
Для этого, по его словам, необходимо создать механизм получения обратной связи на постоянной основе, чтобы в итоге иметь возможность "довести финансовый продукт, финансовую услугу до той формы, которая максимально полезна для потребителя".