Задать вопрос

После введения санкций россияне стали больше тратить на питание

25.05.2016

Ваши личные финансы
Редакция "Ваши личные финансы"

Введение продовольственного эмбарго вместе с резким падением доходов россиян привело к снижению качества потребления: граждане РФ вынуждены переходить на дешевые продукты и все больше тратить на еду, заключили эксперты аналитического центра при правительстве. При этом российский продовольственный рынок в целом не ощутил отрицательного воздействия «антисанкций»: рынки мяса, молока, овощей и фруктов переориентировались на российских производителей и компании, импортирующие продукцию из стран, не попавших под санкции.

Как следует из доклада аналитического центра при правительстве РФ «Продовольственное эмбарго: итоги 2015 года», введение Россией в августе 2014 года продуктового эмбарго на поставки из ЕС и США (без учета Турции и Украины) обошлось странам-поставщикам в $9,3 млрд.

Эксперты констатируют, что продовольственные рынки уже адаптировались к «антисанкциям» различными способами. Например, рынок мяса и молока — за счет роста внутреннего производства, а рынок рыбы — за счет отказа в пользу более дешевого мяса. Рынок фруктов и овощей понес небольшие потери за счет роста непромышленного приусадебного производства и частичного переключения на поставщиков из стран, не попавших под санкции.

В то же время «антисанкции» привели к существенному перераспределению российского рынка. Так, многие иностранные бренды и компании-импортеры ушли либо снизили свою долю, что привело к некоторому росту долей рынка у крупных компаний, появлению новых небольших отечественных производителей, а также росту доли собственных торговых марок торговых сетей. «Смена поставщиков была оплачена покупателями путем роста цен, относительную выгоду при этом получили частично российские производители и торговые предприятия, которые в значительной мере пересмотрели поставщиков, а также запустили собственные торговые марки»,— отмечается в докладе.

Эксперты вынуждены констатировать снижение качества потребления, в том числе связанное с резким падением реальных доходов населения (в 2015 году реальные располагаемые доходы и средняя зарплата в реальном выражении сократились на 4% и 9,5% соответственно). «Уже с 2014 года доля продуктов питания в потребительской корзине возобновила рост и достигла 38%. Это намного превышает уровни, типичные для развитых стран (10–20%) и даже для некоторых развивающихся стран (в Бразилии расходы на еду составляют 17,8%), но остается ниже многих стран СНГ (в Казахстане — 44,4%)»,— пишут эксперты.

В докладе отмечаются две тенденции. Первая — потребители выбирают более дешевые товары, такие как крупы, макароны. Вторая — на рынке появляется фальсификат, например, поддельные сыры. «Выросла доля расходов на продукты питания и упала доля расходов на непродовольственные товары»,— отмечают эксперты аналитического центра.

Эксперты прогнозируют не лучшие перспективы для российских производителей продуктов питания в случае отмены антисанкций. По их мнению, есть значительные риски перераспределения доли на внутреннем рынке в пользу импортных продуктов, а сохраняющаяся тенденция к снижению мировых цен на продовольствие будет препятствием к росту российского экспорта на новые рынки.

Читайте также