Владельцы отелей, вслед за авиакомпаниями и железнодорожными перевозчиками, добиваются внедрения практики невозвратных тарифов при бронировании гостиниц. Такая мера позволит им снизить стоимость некоторых номеров и лучше планировать загрузку. Однако эксперты опасаются, что это негативно отразится на качестве услуг, пишет «Коммерсантъ».
С инициативой внедрения в законодательство понятия «невозвратный тариф» для отелей выступила «Опора России». Сейчас в системах онлайн-бронирования существует возможность применения невозвратных тарифов (non refundable), но по факту законодательство их запрещает, объясняют в организации.
По закону «О защите прав потребителей» гости могут отказаться от исполнения договора в любой момент, возместив исполнителю размер фактически понесенных расходов, которые должны быть подтверждены. А по правилам предоставления гостиничных услуг в случае незаезда гостя плата с него может быть снята не более чем за одни сутки.
Но президент Ассоциации отельеров Татарстана Гульнара Сафина объясняет, что возможность документально подтвердить размер понесенных затрат у гостиниц в случаях, когда гость просто не приезжает, практически отсутствует. «Вернуть стоимость одной ночи технически возможно при прямых продажах и в ситуациях, когда сделанная через систему бронь подтверждена банковской картой, но от этой практики многие отказываются», — объясняет она.
Член правления «Лиги хостелов» Наталья Петровская говорит, что при блокировке отелем стоимости размещения по предложению non refundable через системы бронирования многие неприехавшие гости не обращаются за возмещением средств. По ее словам, когда несостоявшийся гость все же настаивает на выплате, ему всегда возвращают деньги без суда. За счет этого отельеры закладывают стоимость потенциального возврата в цену. Госпожа Сафина предполагает, что стоимость номеров по утвержденным на законодательном уровне невозвратным тарифам могла бы быть ниже на 20-30%. По мнению эксперта, такая политика помогла бы гостиницам лучше планировать загрузку и увеличить глубину бронирования.
Однако юрист общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» Олег Фролов считает, что в отличие от ж/д и авиаперевозчиков у отельеров нет обоснования для установления невозвратного тарифа: возможность продать номер у них сохраняется. «Это исключительно способ обогащения бизнесменов и ущемление прав потребителей» ,— уверен он.
Руководитель департамента контроля качества НЮС «Амулекс» Нурида Ибрагимова опасается, что появление невозвратных тарифов ударит по качеству гостиничных услуг. «Например, авиаперевозчики добиваются снижения стоимости за счет отказа предоставлять питание и максимального ограничения ассортимента напитков, поэтому сложно представить, что придумают российские предприниматели гостиничного бизнеса для удешевления своих услуг», — замечает она.