Задать вопрос

Обязан ли банк возмещать деньги, неправомерно списанные с вашей банковской карты?

17.08.2016

Томичи все охотнее оплачивают товары и услуги, налоги, штрафы, погашают кредиты и переводят денежные средства, не выходя из дома, при помощи банковских карт. К сожалению, растет к этой сфере и внимание мошенников, желающих поживиться за чужой счет. Как минимизировать риск и как поступить в случае утери банковской карты или списания денежных средств с нее без вашего ведома?

Статистика
Объем выпуска банковских карт в Томской области растет с каждым годом: по состоянию на 01.01.2014 г. было выпущено 1 559 тыс. единиц, на 01.01.2015 г. — 1 665 тыс. единиц, на 01.01.2016 — 1 820 тыс. единиц. Таким образом, в среднем у каждого экономически активного жителя региона на руках не менее двух банковских карт.

Как исключить хищение денежных средств с банковской карты?

Прежде всего — соблюдать порядок ее безопасного использования. С ним вы можете ознакомиться в банке при оформлении карты или изучить на сайте вашего банка. Федеральный закон «О национальной платежной системе» обязывает банк информировать клиента о каждой операции по карте в порядке, установленном договором. На практике это работает так: клиенту приходят уведомления об операциях либо на электронную почту, либо в виде СМС-сообщений на его мобильный номер. 

Если вашу банковскую карту украли или вы стали жертвой мошенников

Необходимо незамедлительно направить соответствующее уведомление в банк по форме, предусмотренной договором. И сделать это нужно сразу после обнаружения факта кражи карты или мошенничества, по крайней мере, не позднее дня, следующего за днем получения от банка уведомления о совершенной неправомерной операции. Чаще всего используется звонок в кол-центр банка (центр поддержки клиентов), контактный номер которого указан на банковской карте. После звонка в банк нужно предоставить уведомление в письменной форме.

Совет:

  1. Выпишите номер телефона центра поддержки клиентов банка в телефонную книжку, чтобы в случае утери карты он был у вас под рукой.
  2. Установите на свой компьютер и мобильный телефон антивирусное программное обеспечение и регулярно обновляйте его и другие используемые вами программные продукты (операционную систему и прикладные программы). Это поможет защитить вас от проникновения вредоносного программного обеспечения.

Имейте в виду!

День получения от банка уведомления об операциях — это день, когда уведомление было направлено банком в соответствии с условиями договора, а не день, когда вы прочитали уведомление!

Если вы не проверяли электронную почту или мобильный телефон и не прочитали уведомление об операциях, совершенных без вашего согласия, ответственность будет возложена только на вас. Банк не будет нести ответственность и в том случае, если вы не получили его уведомление в связи с вирусным заражением вашего мобильного телефона или компьютера. 

Когда банк обязан возмещать, а когда нет

Перед тем как направлять уведомление о несогласии с совершенной операцией, убедитесь, что вы ее действительно не совершали! 

Например, при оплате покупки в интернете и в торговых точках денежные средства иногда сразу не списываются, а только блокируются на счете. Фактическое списание происходит в течение нескольких дней, и не всегда сразу можно вспомнить, что деньги списаны по ранее совершенной покупке. Возможно, вы упустили из вида ранее написанное вами заявление на периодическое перечисление денежных средств с вашего счета.

Также бывают случаи технических сбоев в банкоматах и терминалах. Например, получен чек об ошибке/отмене операции, но денежные средства все-таки списались. В данном случае к заявлению о несогласии с операцией необходимо приложить копии имеющихся у вас чеков. Поэтому по возможности сохраняйте чеки хотя бы в течение месяца.

Подробности:

  1. Законодательно установленный срок рассмотрения банком претензии — не более 30 дней со дня ее получения, а при осуществлении трансграничных операций (операции, осуществленные за границей, или покупки, совершенные в иностранных интернет-магазинах) — не более 60 дней со дня получения претензии. 
  2. О результатах рассмотрения претензии или о необходимости продления срока рассмотрения банк должен вас уведомить по контактам, указанным в вашей претензии. 

Основные меры безопасности при использовании карты

  • не сообщайте ПИН-код третьим лицам, в том числе родственникам и сотрудникам кредитных организаций;
  • не используйте ПИН-код при заказе товаров и услуг через интернет, а также по телефону/факсу;
  • не отвечайте на электронные письма и телефонные звонки, в которых от имени кредитной организации просят сообщить персональные данные или реквизиты карты;
  • проведение операций по вашей банковской карте должно совершаться в вашем присутствии;
  • не переходите по ссылкам, указанным в письмах (включая ссылки на сайт кредитной организации), так как они могут вести на сайты-двойники.

Помните, что никто лучше вас не позаботится о ваших финансах. Разумеется, угроза мошенничества — не повод отказываться от удобства использования банковских карт. Главное — не разглашать конфиденциальные сведения о своей карте и соблюдать простые меры предосторожности.

Читайте также