В России долго не знали традиции ставить елку к зимним праздникам. Чуждый обычай пришел в Российскую империю из Германии в XIX веке. Тогда елки устанавливали к Рождеству и украшали съедобными игрушками. В Советском Союзе праздничную елку запретили в рамках антирелигиозной кампании. Только в 1935 году хвойные деревья снова стали украшать, но уже не к Рождеству, а к Новому году.
До XIX века елку как «праздничное дерево» в Российской империи не знали. В 1700 году Петр I пытался ввести эту традицию, привезенную из стран Европы, но это коснулось только жителей столицы. Петр приказал украсить Москву хвойными деревьями: «По большим улицам, у нарочитых домов, пред воротами поставить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и мозжевелевых против образцов, каковы сделаны на Гостином Дворе». Людям меньшего достатка предлагали хотя бы «по древцу или ветве на вороты или над храминою своей поставить». После смерти Петра I об этом нововведении забыли.
В следующий раз «рождественское дерево» пришло в Российскую империю вместе с принцессой Фридерикой Шарлоттой Прусской. Она стала женой Николая I и получила новые имя и титул — императрица Александра Федоровна. По обычаю своей родины Александра Федоровна организовала во дворце первую рождественскую елку в 1828 году для своих детей и племянников, на праздник пригласили детей некоторых придворных.
В Большой столовой дворца установили восемь столов, на них поставили небольшие елки, украшенные конфетами, позолоченными орехами, яблоками. Под деревьями для детей оставили подарки.
200 рублей за рождественскую елку
После этого приема у императрицы петербургская знать стала устанавливать рождественские елки и в своих домах, но тогда это были скорее робкие эксперименты с чужой традицией.
В январе 1842 года Наталья Захарьина, жена писателя Александра Герцена, рассказывала в письме своей подруге, как в их доме впервые установили елку для маленького сына: «Весь декабрь я занималась приготовлением елки для Саши. Для него и для меня это было в первый раз: я более его радовалась ожиданиям». Это одно из первых упоминаний праздничной елки в русском доме.
В середине 1840-х годов в столице начался настоящий елочный ажиотаж. К концу 1840-х в Петербурге рождественское дерево устанавливали уже в каждом доме. Увлечение этим нововведением активно распространялось еще и потому, что в моду вошли произведения немецких писателей. Особенно популярной была рождественская сказка Эрнста Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король».
Важную роль в распространении праздничной елки сыграли кондитеры. В начале XIX века в Петербурге самыми известными мастерами кондитерского дела были выходцы из Швейцарии. К концу 1830-х годов они стали главными владельцами кондитерских предприятий в столице.
По примеру своей родины, в зимние праздники они начали продавать в кондитерских лавках маленькие елки, украшенные пряниками, конфетами, пирожными. Однако позволить себе рождественское дерево могли только обеспеченные семьи: самые маленькие елки стоили 20 рублей ассигнациями, самые богатые деревца могли продавать за 200 рублей. Для сравнения, за один рубль в это время можно было купить 2,5 кг говядины.
В начале 1850-х годов появился первый елочный базар — елки стали продавать у Гостиного двора. Деревья на елочный базар привозили крестьяне. В деревнях было не принято ставить хвойное дерево в доме, это считалось забавой городских и богатых людей. Но продажа елок быстро стала хорошим зимним заработком для крестьян, потому что российская знать уже в первые годы отошла от европейского обычая ставить маленькие елочки. Дворяне покупали в дома огромные деревья и даже соревновались в том, у кого елка окажется выше и будет богаче украшена.
Первое время деревья убирали не только сладостями, но еще и драгоценностями. В газетах после праздников описывали, как богатые елки обвивали «дорогой материей и лентами, верхние ветви украшали серьгами, перстнями и кольцами, а нижние ветви цветами, конфетами и плодами».
Долгое время рождественское дерево ставили только на один день. Накануне праздника елку тайно от детей приносили в дом и устанавливали в лучшем помещении. В богатых домах это были большие елки, которые стояли на полу, в семьях меньшего достатка небольшую елку устанавливали на столе, покрытом белой скатертью.
К ветвям прикрепляли свечи, развешивали украшения и сладости, эти лакомства дети потом могли снять и съесть. Под дерево складывали подарки. Все эти приготовления тоже были тайными. Перед тем, как детей впускали в комнату с елкой, свечи зажигали, а после открывали двери. Анастасия Цветаева, младшая сестра поэтессы Марины Цветаевой, писала о праздничных приготовлениях: «Прятали от нас [елку] ровно с такой же страстью, с какой мы мечтали ее увидеть».
Когда праздничный вечер заканчивался, елку выносили во двор. Некоторые оставляли на дереве часть съедобных украшений, чтобы дети из городской бедноты могли их забрать.
Первую публичную елку провели в 1852 году в здании Екатерингофского вокзала в Санкт-Петербурге. Огромная ель «одной стороной… прилегала к стене, а другая была разукрашена лоскутами разноцветной бумаги». После этого публичные елки стали устраивать в театрах, в зданиях дворянских, офицерских и купеческих собраний. Постепенно эта традиция начала проникать в провинцию.
Елки из перьев
Праздничные деревья появлялись в продаже за три дня до Рождества, чтобы елки не успевали высохнуть к празднику — сухая хвоя легко воспламенялась. Под украшенной елкой даже ставили емкость с водой или песком на случай пожара.
В начале ХХ на праздничных базарах появились более безопасные искусственные елки. Первую искусственную елку собрали в Германии в 1880 году, ее ветви сделали из проволоки, а хвою — из гусиных перьев, окрашенных в зеленый цвет.
Яблоки, орехи и яичная скорлупа
Самое раннее изображение рождественской елки датировано 1576 годом, оно находится в Эльзасе, в современной Франции, но в XVI веке это была территория Германии. Наряженные елки превратились в обязательный атрибут христианского Рождества именно в Германии, в первой половине XVII века.
Сначала почти все елочные украшения были съедобными, на дерево вешали орехи, яблоки, разнообразные сладости. Из-за этого праздничную елку даже называли сахарным деревом. На верхушку устанавливали восьмиконечную звезду как символ Вифлеемской звезды.
Потом стали появляться более долговечные украшения. На елку стали крепить позолоченные шишки, вешали пустые яичные скорлупки, покрытые слоем чеканной латуни, делали цветы из бумаги, фигуры животных из воска или ваты.
В XIX веке появились первые стеклянные шары для елок, их сделали в германском городке Лауша. Этот город был одним из центров стеклодувного производства, в 1835 году здесь даже изготовили первый в мире глазной протез из стекла.
Есть легенда, что лето 1847 года в Германии выдалось неурожайным, поэтому не было яблок для украшения рождественских деревьев. Тогда жители Лауши якобы пришли к стеклодувам с просьбой сделать стеклянные яблоки. Неизвестно, правда ли это, но в книге заказов у городских стеклодувов действительно сохранилась запись о заказе 1848 года на 60 елочных шаров разных размеров.
Первые стеклянные шары были тяжелыми толстостенными, их серебрили свинцом или цинком, покрывали воском и раскрашивали. В 1870 году мастер Луи Грайнер-Шолотфегер из Лауши изготовил первую рождественскую игрушку из тонкого стекла, покрытую нитратом серебра.
Долгие годы Германия была ведущим производителем стеклянных игрушек. Российская империя тоже заказывала там рождественские украшения. Однако такие игрушки могли позволить себе только при дворе, а обычные елки все так же украшали орехами, пряниками, конфетами и самодельными игрушками.
В магазинах продавали наборы для изготовления рождественских украшений. Например, можно было найти наборы из ореховых скорлупок и шишек, порошков для золочения или серебряных листочков, кистей и клея.
Яблоки на елке
В Российской империи елки украшали яблоками, выращенными в Крыму. Основной урожай в яблоневых садах наступал в октябре, неспелые яблоки собирали, складывали в деревянные ящики и пересыпали опилками. Так фрукты дозревали, и к Рождеству их отправляли на продажу во все крупные города, чтобы богатые люди Российской империи успели украсить елки к празднику.
Картонаж, бонбоньерки и игрушки из ваты
Еще одной альтернативой дорогим стеклянным украшениям были сшитые из ткани игрушки или сделанные из ваты фигурки. Перед Рождеством в журналах печатали схемы, как изготовить ватную игрушку: «Варим клейстер. На 1 и 1/2 стакана воды берем 2-3 столовые ложки крахмала, доводим до кипения. Затем из проволоки делаем каркас. Вату делим на полоски, смачиваем клейстером и наматываем на проволоку. Закрепляем все это на каркасе с помощью ниток. Сушим игрушку два дня. Затем раскрашиваем».
В магазинах продавали ватные игрушки в виде ангелов, мальчиков на лыжах и девочек на коньках, у этих фигурок были фарфоровые головы. Для самодельных украшений продавцы предлагали специальные листы с цветными изображениями лиц. Эти головы можно было вырезать и приклеить на ватные и тканевые игрушки.
Скоро появились елочные украшения, которые называли картонаж — разнообразные фигуры, склеенные из двух половинок выпуклого картона. Их продавали листами, на картоне были вытиснены детали, которые покупатель самостоятельно выдавливал, вырезал и склеивал.
Производили эти украшения на станках в германских городах Дрездене и Лейпциге, а в Российскую империю их выписывали по почте. За лист картонажа с простыми фигурами животных платили 40 копеек. На эти же деньги можно было взять на рынке несколько килограммов речной рыбы. За лист сложных фигур вроде пушек и конных экипажей отдавали 1 рубль 20 копеек.
Еще одним обязательным несъедобным украшением были бонбоньерки – маленькие коробочки, в которые клали конфеты или подарки. Самые простые и дешевые бонбоньерки изготавливали из картона, дорогие коробочки обтягивали тканью, например, атласом. К елочным бонбоньеркам крепили ленты, за которые их подвешивали на дерево.
«Игрушечный» промысел
Собственное производство елочных украшений в Российской империи началось в Московской губернии, в Клинском уезде. На этих территориях обнаружили богатые залежи кварцевого песка, и в 1848 году князь Александр Меншиков получил разрешение построить стекольный завод в своем имении Александрово рядом с Клином.
В итоге по тем временам завод оказался очень крупным — там трудилось 176 рабочих. Мастеров-стеклодувов нанимали из опытных, приглашали их со стекольных заводов Тверской и Владимирской губерний. В 60-70-х годах XIX века наступил расцвет Клинского завода, в год он выпускал 1 600 000 разнообразных стеклянных предметов: флаконы, вазы, люстры, лампы и т. д. В начале XX века здесь же началось производство стеклянных елочных игрушек.
Игрушки изготавливали не только на заводе, но и по всей волости. Крестьяне, которые работали на производстве, овладев стеклодувным делом, уходили с завода и открывали собственные мастерские. Они производили посуду и предметы высокого спроса, например, женские украшения, бусы из стекла. Потом этими бусами стали украшать и рождественские елки.
Земства сообщали, что в деревнях волости 273 крестьянина занимаются стекольным промыслом. В мастерских трудились всей семьей. Мужчины при помощи кружки-горелки и самодельных кожаных мехов разогревали стеклянные трубки и выдували из них бусины. Женщины красили изделия в разные цвета, дети с восьмилетнего возраста нанизывали бусины на нити и так собирали рождественские гирлянды. Крестьянская семья из четырех человек, занятая в стекольном деле, могла выручить за неделю до 8 рублей – это был существенный доход.
Запрет на рождественскую елку, разрешение на новогоднюю
Незадолго до Первой мировой войны мастера стали объединяться в артели для более выгодной организации работы. В 1914 году появилась самая крупная «1-я Российская стеклодувная артель». Даже после прихода большевиков к власти артель продолжала работать и выпускала елочные игрушки вплоть до 1929 года. Потом Сталин запретил Рождество, а с ним и праздничную елку, и стеклодувы переориентировались на выпуск лабораторного оборудования.
В 1935 году снова заговорили о зимнем празднике и об устройстве елки для детей, но теперь это была новогодняя елка. Уже в следующем году открылись новые предприятия по производству елочных игрушек в Клинском районе. Первое время у сельских артелей возникали проблемы: не было качественного оборудования, многие мастера умерли, а с ними ушли навыки и секреты мастерства.
После окончания Второй мировой войны СССР стал заказывать в ГДР наборы елочных украшений. Немецкий город Лауша с его стеклянными заводами как раз оказался на территории Восточной Германии. В наборы новогодних украшений из ГДР входили: навершие на елку, 16 разноцветных шаров и 5 украшений «иной формы», например, фигурки животных. Эти наборы были дефицитом и редко встречались на новогодних базарах.
К концу 1950-х годов местный «игрушечный» промысел стабилизировался и нужда в привозных игрушках отпала. В Клинском районе появилось несколько артелей по производству елочных украшений, постепенно там сложились целые династии стеклодувов.
Мастера выпускали разноцветные бусы, раскрашенные вручную шары, фигурки животных, а так же новогодние игрушки с советской символикой. Вифлеемскую звезду на макушке заменили стеклянной пятиконечной звездой.
Большую роль в производстве советских елочных игрушек стали играть художники. Почти 30 лет ведущим художником клинского промысла был Юрий Кулыгин, он первым стал расписывать стеклянные игрушки мягкой кистью свободным мазком.
Еще одним известным художником елочной игрушки была Валентина Ермакова. Она придумала так называемые «шары с просветом» — сначала из стекла выдувался обычный шар, потом в нем делали фигурную вмятину и позволяли игрушке застыть. Внутри вмятины изображали что-то, например, елку, половину шара покрывали краской, другую половину оставляли прозрачной. В итоге возникала иллюзия, что изображение находится внутри шара.
Наша редакция будет благодарна, если вы поставите лайк нашим группам во «ВКонтакте», Facebook или «Одноклассниках». Также подписывайтесь на нас в Telegram и Instagram. Еще мы есть в Дзене и на YouTube.