Задать вопрос

Малый бизнес получит налоговую отсрочку

21.08.2014

Ваши личные финансы
Редакция "Ваши личные финансы"

Налог с продаж может быть введен со следующего года не для всех компаний. Минфин предлагает обязать малый бизнес уплачивать его на год позже. На этом настаивал Российский союз промышленников и предпринимателей. Чиновники учли и некоторые другие замечания предпринимателей. 

Минфин в среду опубликовал законопроект о введении в России налога с продаж, его планируется ввести с 1 января 2015 года. Министерство пошло навстречу РСПП, который накануне сформулировал восемь замечаний к концепции документа. В частности, союз просил разъяснить, как именно может администрироваться уплата налога малым бизнесом и индивидуальными предпринимателями.

Как говорится в экспертном заключении РСПП (есть у РБК), бизнесмены, применяющие патентную, упрощенную и вмененную систему налогообложения, вправе не использовать кассы, не предоставлять налоговую декларацию. Они ведут лишь книгу учета доходов, что недостаточно для администрирования налога с продаж. Опасения предпринимателей разделяли в Минэкономразвития.

Минфин учел это, предложив отложить на один год — до 1 января 2016 года — введение налога с продаж для малого бизнеса, использующего специальные налоговые режимы (организации и индивидуальные предприниматели, применяющие единый сельхозналог, упрощенную систему налогообложения, уплачивающие единый налога на вмененный доход, а также ИП на патентной системе налогообложения).

Мотивом отложить введение налога для «малышей» могут быть трудности администрирования, считает руководитель центра экспертизы и аналитики проблем предпринимательства «Опора России» Иван Ефременков. Отсрочка — это хорошо, говорит он: теоретически за 2015 год малый бизнес можно подготовить к введению нового налога, например, обязав его использовать кассовую технику. «Но такие шарахания не очень правильные», — говорит представитель бизнеса.

Минфин ответил в законопроекте и на другой вопрос РСПП. Предприниматели не понимали, что понимать под местом реализации товара. Вопрос возникал, например, в случае, если в регионе, где продаются товары, не зарегистрирована компания или ИП, которые являются налогоплательщиком.

В законопроекте место реализации товаров определено как место деятельности организации, присутствующей в регионе на основании регистрации. Также определяется ответственный за форму отчетности госорган.

Предполагалось, что это будет региональный орган, но в результате эти функции будет исполнять федеральный орган исполнительной власти. Также определена дата совершения операции, после которой платится налог. Правда, бизнес просил определить ее как наиболее позднюю из трех дат поступления средств за товары на счета в банках, в кассу или дня передачи товаров, а Минфин определил как наиболее раннюю.

Другие положения, вызвавшие замечания компаний, остались неизменными. Налоговый период, который РСПП просил расширить до одного квартала, чтобы избежать ошибок в отчетности, остался равным месяцу. Налоговую базу по-прежнему предлагается определять с учетом НДС и акцизов, а это, по мнению РСПП, означает, что к подакцизным товарам будет применяться «тройное налогообложение».

«Кроме того, для индивидуальных предпринимателей, которые купят товары, уже обложенные налогом с продаж, не снимается проблема, как избежать двойного налогообложения. В законопроекте Минфина нет ответа на этот вопрос», — отмечает Ефременков. По его словам, сегодня «Опора» собирается провести дискуссию по налогу с продаж и по ее итогам намерена присоединиться к требованиям РСПП.

Читайте также