Актуальная тенденция сегодня — замена наличности пластиковыми картами. Действительно, пользуясь банковской картой как платежным средством, понимаешь, что это весьма удобно. Многие операции по карте можно совершать и вовсе не выходя из дома — через интернет-банкинг. Кроме этого, некоторые банковские карты предоставляют своим владельцам различные преференции — возможность получать скидки, бонусы и привилегии от партнеров банка-эмитента. Такие карты называются кобрендовыми.
Кобрендовая карта — это карта, выпущенная банком в партнерстве с компанией, организацией, торговой маркой. Это карта «два в одном»: с одной стороны, это обычный банковский «пластик» со стандартным набором функций, а с другой — дисконтная (или бонусная) карта. То есть, рассчитываясь такой картой за покупки, владелец получает либо скидки на товары (услуги) компании-партнера, либо накапливает баллы, которые потом может обменять на товар, подарок или услугу.
Кобрендовые карты имеют два логотипа — банка-эмитента и компании-партнера. В остальном же это обычные пластиковые банковские карты. Они могут быть как дебетовыми, так и кредитными. Как правило, банки выпускают карты в сотрудничестве с авиакомпаниями, торговыми центрами, магазинами, сотовыми операторами и бензозаправками. Два самых распространенных кобренда — банк + авиакомпания и банк+магазин (торговый центр).
Банк + авиакомпания
Кобрендовые карты, выпущенные банком совместно с авиаперевозчиком, работают по следующей схеме: владелец карты оплачивает ею покупки или услуги и получает за это баллы (или мили). Определенное количество денежных единиц, потраченных с карты, приносит какое-то количество баллов. Стоимость балла (мили) варьируется — она зависит от банка и авиаперевозчика, а также от статуса карты. Так, бонусы по привилегированным картам выше, чем по классическим.
Накопленные баллы можно обменять на бесплатный билет на самолет авиакомпании-партнера или повысить качество обслуживания — билет бизнес-класса приобрести по цене эконом-класса или получить возможность пройти регистрацию на стойке бизнес- класса. Кроме этого, баллы начисляются и за оплаченные полеты рейсами авиакомпании.
Комментарий эксперта
Региональный директор ОО «Томский ПАО «Промсвязьбанк» Андрей Сальников:
«Совместная карта с «Трансаэро» — самый удачный кобренд в нашей линейке пластиковых карт, она очень востребована у клиентов, потому что ее эффективность весьма ощутима. Согласитесь, приятно бесплатно летать в отпуск. Так, только этим летом 500 клиентов Промсвязьбанка обменяли баллы на билеты. В целом кобренд «банк+авиакомпания» универсален, в этих проектах участвуют практически все банки и авиаперевозчики.
Единственное, что нужно помнить держателям кобрендовых карт, — банк в этой ситуации выступает в роли агента. Правила игры определяют авиаперевозчики, а они в последнее время стали ужесточать условия предоставления премиальных полетов. Следите за изменениями в премиальных программах авиакомпаний, уверен, что кобренд вас не разочарует».
Кобренд банка и авиаперевозчика — вещь удобная, однако есть одно «но»: кобрендовая карта типа «банк+авиакомпания» выгодна только тем, кто часто совершает авиаперелеты и постоянно оплачивает картой покупки.
Банк + магазин
Кобрендовая карта, выпущенная банком в партнерстве с магазином (торговым центром, бутиком и т.д.), позволяет ее владельцу покупать товары с определенной скидкой или накапливать бонусные баллы, которые потом можно обменять на товар.
Банк + сотовый оператор
Это еще один вид кобрендовых карт. Рассчитываясь такой картой, ее владелец получает бонусы на счет своего сотового телефона. По такому принципу работает карта «Standard MasterCard «МТС» от Сбербанка. Как видно из названия, партнером банка является МТС. За каждые потраченные с карты 30 рублей на счет абонента начисляется 1 балл. На- копленные баллы можно обменять на бонусы от МТС.
Комментарий экспертаЗаместитель управляющего Томским отделением Сбербанка России Олег Ходус:
«Держатель карты сам выбирает, на что обменять баллы:
- минуты связи;
- SMS/MMS-сообщения;- мобильный интернет;- подарочные сертификаты крупных торговых сетей;- подписки на популярные журналы и др. призы из каталога программы».
Мультибрендовые карты
Некоторые банки выпускают карты совместно сразу с несколькими партнерами. Такие карты называются мультибрендовыми. Яркий пример — карты, выпущенные банками совместно с дисконтной системой «Золотая середина» и журналом для женщин Cosmopolitan. Владельцу карты предоставляются скидки в целом ряде организаций-пар- тнеров банка — в магазинах, ресторанах, салонах красоты, автосервисах, медклиниках и др.
Альфа-банк выпускает кобрендовую карту совместно с Cosmopolitan, предназначенную специально для женщин. Карта дает право на скидки в магазинах, салонах красоты, фитнес-центрах, кафе — то есть во всевозможных заведениях (участвующих в дисконтной системе Cosmopolitan), которые часто посещают представительницы прекрасного пола. Кроме того, владелица этой карты сможет не только с выгодой заботиться о себе, но и получить скидку, например, на автомойке или в магазине автозапчастей. К обычной банковской карте при этом прилагается мини-карта — ее можно использовать для безналичной оплаты в организациях- партнерах и получения скидок. Для операций в банкомате она не подходит.
Мультибрендовая карта аналогичного формата есть и для мужчин. Альфа-банк совместно с журналом для мужчин MAXIM и медиакомпанией GameLand выпустил «Мужскую карту». Обладатель «Мужской карты» получает право на скидки, расплачиваясь ею в кафе, барах, фитнес-центрах, магазинах одежды и обуви и др. — во всех организациях, участвующих в программе.
Аффинити-карты
Особый вид кобрендовых карт — аффинити-карты. Цель открытия такой карты — благотворительность: определенный процент от расходуемых по карте сумм отчисляется в пользу благотворительного фонда или организации. Никаких бонусов и скидок не предусмотрено. Конечно, бонусы и скидки всегда привлекают клиентов. Но прежде чем сделать выбор в пользу именно кобрендовой карты, не мешает посмотреть, принесет ли карта реальную выгоду. Кобрендовая карта оправдана тогда, когда клиент постоянно использует ее как средство безналичной оплаты покупок и часто прибегает к услугам организаций-партнеров банка, выпустившего карту.